Главная » 2013 » Ноябрь » 29 » Слабое звено
08:39
Слабое звено

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - такими словами начинается известный многим роман «Анна Каренина», написанный Львом Толстым почти полтора века назад. И ничего с тех пор не изменилось. 
В нашем городе 59 тысяч семей. Из них 12 тысяч с детьми. Большей частью внимание многочисленных социальных служб нацелено на эту категорию по вполне объяснимым причинам: дети – слабое звено в цепи непрочных родственных связей; они порой не могут постоять за себя, защитить свои интересы, отстоять свое право на счастливую жизнь. Ужасно, что иногда приходится защищать малышей от самых близких им людей – родителей. Учить взрослых заботиться о своих отпрысках, контролировать, чтобы элементарные детские нужды были удовлетворены. Всем этим занимаются специалисты Енакиевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. За девять месяцев текущего года социальные услуги получили 13 987 горожан. 353 семьи взято под социальное сопровождение. Кстати, по официальной информации в Енакиеве 29 семей находятся в группе риска. В них не хотят воспитывать и заботиться о собственных детях, не воспринимают адекватно помощь специалистов и собственные пагубные привычки ставят во главу угла.
…Олегу семнадцать лет. Но, глядя на щупленького подростка, не дашь ему и пятнадцати.  Паренек  не пьет, не курит, занимается спортом. Причем очень успешно:  неоднократно участвовал в различных спортивных соревнованиях, откуда привозил золотые медали. Но мало кто знает, что сердце этого пусть и бедно одетого, но всегда опрятного мальчика страдает из-за алкоголизма матери. Женщина махнула рукой на свою жизнь и перестала заботиться о сыне. В доме поселился голод. И холод. За долги давно обрезали свет, газ. У мальчишки нет не то чтобы компьютера, без которого невозможно себе представить жизнь современного подростка, но даже мобильного телефона. Зато он читает. Книжка Ремарка лежит на тумбочке. Постиранные носки сушатся на веревке в кухне. Увы, он попал слишком поздно в поле зрения социальной службы. Сегодня, хотя Олег и просит присвоить ему статус сироты, чтобы иметь возможность регулярно получать питание в детском доме, его мать не лишат родительских прав. Почему? Это будет расценено как проявление коррупции. Ведь мальчик совсем скоро закончит школу и будет поступать. Может быть, даже в институт (учится ведь хорошо). А ребенок-сирота имеет льготы при приеме в вуз. Вот и может такой поступок социальных служб расценен как коррупционное деяние, то бишь разбазаривание государственных денег.
А пока он читает  Ремарка. Со спортом придется завязывать: на последних соревнованиях выступил неудачно.  Не набрал веса для нужной своему возрасту категории.
Специалисты центра чем могут, тем и помогают. Олег получает талоны в столовую «Хозяюшка» - это позволяет ему хотя бы раз в день иметь горячее питание. Социальные работники договорились с горгазом и РЭСом, чтобы непутевая родительница выплачивала постепенно задолженность. В квартире наконец появились свет и тепло.
Вдумайтесь: в независимой Украине, в отдельно взятой семье, семнадцать лет ребенок прожил впроголодь. Однажды социальный работник принесла  ему кулек конфет. Взяв сверток в руки, Олег с неподдельным удивлением постоянно спрашивал: «Это, правда, все мне?»
Судьба мальчика напомнила недавно прочитанную историю Люськи. Обычной дворовой собаки. В животном мире так заведено: как только детеныш становится на четыре лапы, родители его отпускают во взрослую жизнь. Но Люська так не поступила. Ее материнское сердце не могло смириться с неблаговидным будущим для ее щенят. Она приносила к автобусной остановке щенка, сама ждала в сторонке. Жалобно скулящий комочек обязательно находил своего хозяина. Так Люська  пристроила весь свой выводок. Увы, в мире людей у некоторых горе-матерей сердце остается холодной льдиной.
Двенадцатилетнюю Верочку среди ночи на трассе подобрала карета скорой помощи. В Булавинском. До Ольховатки, где живет дальняя родственница, ребенок не дошел чуть-чуть. Привезли в больницу. Стали искать родителей.
У Веры нет мамы. Много лет назад женщину убили: сбросили с моста. Папа, слабохарактерный  мужчина, в скорости  нашел себе новую зазнобу. Стал сожительствовать с женщиной старше его, с непростым характером. Ну, а Верочка пришлась не ко двору. Чужой тете чужой ребенок оказался ненужным. Она не выгоняла ее  из дома. Но создала такие условия для жизни, что девочка однажды собралась и пошла в Ольховатку почти из центра города. К тетке, которая была для девочки, что называется, «седьмая вода на киселе».
Так ребенок оказался в интернате. Там Вера провела не один месяц. Скучала не по дому: его у нее нет. Скучала по папе. Но мужчина так ни разу туда и не пришел. Социальные работники центра неоднократно созванивались с ним, просили навестить дочь.  Обещал, но так и не сдержал слова. Летом  дети из интерната живут в своих семьях. Вере места рядом с папой снова не нашлось.
Город помог отправить ребенка на оздоровление. Два месяца она провела на побережье Азовского моря. Сожительницу отца просили принести детские летние вещи перед поездкой. Ну, спасибо, что хоть шампунь и мыло нашлись. И старые резиновые мачехины шлепанцы. Остальное собирали всем миром. В конце августа ребенок возвращался в Енакиево. Отец не встретил. А когда встал вопрос о том, чтобы взять Верочку домой хотя бы на пару дней перед началом занятий – снова родитель желания не изъявил. У него, кстати, была очень «уважительная» причина: мужчина вдруг стал заявлять, что Верочка не его дочь.
Не всегда основанием детских несчастий бывают злые мачехи. Не редко корнем зла становится человек, которого ребенок зовет самым теплым словом на земле – мамой. Мы осуждаем женщину, которая, родив ребенка, сразу его оставляет в роддоме, отказываясь от своей кровиночки. Общество дает ей нелицеприятные эпитеты. Но есть матери, которые лучше бы нашли в себе мужество сразу отказаться от своего потомства.
Плачь десятилетнего Ильи  слышат даже соседи. Рукоприкладствует мамаша.  Мальчонка частенько ходит с синяками и ссадинами, на что уже стали обращать внимание даже учителя. Завуч школы сообщила об этом в соответствующие службы.
С экранов телевизора мы часто видим, как ребенка отбирают у нерадивых родителей за малейшую их провинность. Но в то же время все социальные службы в первую очередь нацелены на одно: постараться максимально сохранить семью для маленьких граждан нашей державы. То ли кормить государству социальных сирот нечем, то ли государственные мужи наивно считают, что родительский инстинкт можно искусственным образом пробудить. Но факт остается фактом: сохраняя биологическую ячейку общества, детей обрекают на нечеловеческие страдания и унижения.
Илюшка на собственной шкуре знает, что мама меняться не собирается. Ей не нужно весомого повода, чтобы распустить руки. Специалисты центра отмечают, что эта женщина злоупотребляет алкоголем. Но никогда не делает этого на людях. Лишь за закрытыми дверями, соблюдая внешние приличия. Возможно, на этой почве и зародился конфликт поколений. Бабушка мальчика не может найти общего языка со своей дочерью. А та вымещает злость на десятилетнем сыне. Женщина запрещает Илье ходить в гости к бабушке. Иногда мальчик среди ночи сбегает, когда сил нет терпеть. Пожилая женщина записала  внука на занятия в футбольную академию, водила туда - мать через время запретила. Бабушка просит  взять ребенка домой - родительница не пускает. Разрешает  лишь навещать отца. Шестидесятипятилетнего мужчину, которому особой радости
родственные узы с десятилетним сорванцом не приносят. Однажды бабушка вынужденно дежурила под окнами пятиэтажки: мать, работавшая четверо суток подряд, заперла ребенка в доме – от отчаяния мальчонка хотел выбраться из ненавистного отчего дома через окно.
О жизни в той квартире соседи говорят: это камера пыток.  Мать Ильи отмахивается: выдумки. Мол, мальчик – непоседа, бегает, падает, плачет без причины, стучит в стену ногами. Психолог центра социальных служб беседовала с ребенком. Когда речь заходит о жизни с мамой, Илья замыкается, тревожится. Мальчик находится в состоянии стресса.
Понятно, что никакие уговоры на женщину не действуют. Но ей дали еще один шанс. Если ничего не изменится, Илья станет социальным сиротой.
Двадцатидевятилетняя женщина шесть лет назад родила мальчика. Кто-то всю жизнь мечтает стать матерью, другим это дается легко и не ценится, вероятно. Молодая мама вела аморальный образ жизни: меняла сожителей, выпивала, кочевала из одной компании в другую с ребенком на руках. Вместо того, чтобы заняться проблемами здоровья Сережи (у мальчика редкое заболевание – недержание кала), больше внимания уделяла своей личной жизни.
Закономерно, что малыш оказался в приюте, дабы у родительницы было время подумать и навести хоть какой-то порядок в собственной судьбе. Перед новогодними праздниками женщина пришла к ребенку. Попросила забрать его, мол, Сереже  нужно побыть дома. Ей не отказали: она не лишена родительских прав. Уже второго января социальные работники решили наведаться в гости, чтобы убедиться в том, что с ребенком все хорошо.
Пьяная мамаша, появившись на пороге и увидев непрошеных гостей, выругалась в их адрес и захлопнула перед девушками дверь. В глубине квартиры раздавался детский плач. Пришлось привлекать милицию. С помощью стражей порядка ребенка удалось забрать и снова отправить в приют.
Уже почти год биологическая родительница  судьбой Сережи не интересуется. На просьбу принести необходимые ему памперсы тоже нет никакой реакции.
С аналогичным первобытным ужасом работники Енакиевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи сталкиваются ежедневно. Только в текущем году под социальное сопровождение было взято 353 семьи. Деятельность центра разноплановая: квалифицированная помощь специалистов социальной работы в сложных жизненных ситуациях; психологическая поддержка; поиск и подбор кандидатов в приемные родители; помощь родителям в решении конфликтных ситуациях семейного воспитания; психологическая консультация; социальная помощь инвалидам, сиротам, малообеспеченным; помощь в оформлении документов и получении услуг в различных государственных структурах; педагогическое консультирование по вопросам решения проблем семьи и ее членов.
На состоявшемся в прошедшую среду заседании исполнительного комитета Енакиевского горсовета Валерий Олейник высказал пожелание  руководителю центра Людмиле Баштовой организовать телефонную горячую линию.
-Возможно, это сохранит чью-то жизнь в кризисной ситуации. Нужно сделать так, чтобы этот телефонный номер  горожане знали назубок, как телефоны экстренных служб, - сказал мэр.
Пока же каждый, кто чувствует, что самостоятельно не может справиться с проблемами в семье, может обратиться за помощью по телефону: 2-65-37. Вам помогут. Именно этот  номер однажды набрали сотрудники женской консультации. Врачи сообщили, что на учет стал четырнадцатилетний подросток.
У этой истории счастливый конец. Хотя начиналось все традиционно грустно и безысходно.  Мама пропала без вести: растворилась, так сказать, на просторах необъятной родины. Отец отмахнулся от дочери. Не отказалась от Александры лишь бабушка. Воспитывала Сашу, пока хватало сил. Но однажды пожилой женщине самой пришлось искать помощи: она была вынуждена поселиться в Торезском специнтернате, где оказываются люди, имеющие группу по инвалидности в связи с психическим заболеванием.
Многих детей из интерната забирают на выходные домой. Когда с бабушкой случилась беда, девочка стала оставаться в казенном доме. А однажды познакомилась на улице с шестнадцатилетним мальчишкой. Артем уговорил маму разрешить Саше приходить на выходные к ним домой. Женщина не отказала. Дети  тепло дружили. Пока однажды не огорошили новостью: Саша беременна. Будущая свекровь, понимая всю ответственность, поговорила с юными влюбленными. Тогда и решили, что аборта не будет. Молодая мама в положенный срок благополучно родила… двойню.
Молодой папа признан отцом. Свадьбу они сыграют, но годика через два, когда Саше исполнится шестнадцать. Хочется верить, что их двойняшки никогда не окажутся слабым звеном в цепи домашнего насилия, не станут помехой для своих родителей и вырастут в крепкой и любящей семье.

Просмотров: 2138 | Добавил: Максаша
Всего комментариев: 2
2 гость  
Неужели мнимое обвинение в коррупции лишит пацана возможности получить нормальное образование? А разве он не сирота при живой матери?

1 Арина  
Конечно, инициатива нашего Президента о сохранении для детей семьи - замечательно. Только чиновникам не следует забывать о том, что семья семье рознь. Как можно сохранять семью для ребенка, в которой мама в пьяном угаре забывает о его существовании, от количества меняющихся "пап" в глазах рябит, постельное белье, на котором спит ребенок напоминает половую тряпку из общественного места. Думаю, что не о таких семьях идет речь в Указе Президента.

Имя *:
Email *:
Код *: