Главная » 2014 » Март » 3 » «Все уходили на фронт. И я не могла не пойти…»
19:24
«Все уходили на фронт. И я не могла не пойти…»

Девяносто пять белоснежных хризантем получила в подарок от внучки Татьяны Анастасия Пшеничникова. Ровно столько лет ей исполнилось 8 февраля. Солидный юбилей был отпразднован в широком семейном кругу. Многочисленные родственники из России приехали поздравить Анастасию Александровну в поселок имени Ватутина, - несмотря на границы  между родными людьми остается тесная связь. Корреспонденту «Панацеи» также представилась возможность чествовать именинницу. 

У территориального совета ветеранов войны и труда Енакиева есть хорошая традиция, не формально подходить к таким юбилеям, а поздравлять лично. Февральским днем мы с Валентиной Белкиной и Верой Тимофеевой  заглянули на огонек в гостеприимный дом Анастасии Александровны.

Нас  уже ждали. Аромат свежезаваренного чая расплывался по комнате. Дочь Анастасии Пшеничниковой хлопотала, размещая гостей, а виновница торжества поправляла прическу, – женщина в любом возрасте остается женщиной. Вручение подарков занялоне много времени, и потекла беседа. Признаюсь, люди, повидавшие на своем веку многое, всегда интересны, им есть что рассказать,– это история не из учебника, а из первых уст.





В далеком 1919 году родилась девочка Тася. Так, сколько себя помнит Анастасия Александровна, ее звали в детстве. Но звали не родители – нянечки и воспитатели. Потому что мамы и папы у малышки не было, кто она, откуда, где ее корни она не знает до сих пор. Самые первые воспоминания – казенный дом в Лысьве Пермской области. И голод.

- Кормили нас в детдоме не очень хорошо. Когда горох сухой дадут, когда кашу. Мальчишки-беспризорники малышей обижали. Помню, ночью частенько приходилось, прихватив одеяло убегать, чтобы не побили. Было мне тогда лет пять, - с грустью вспоминает именинница  о тяжелой сиротской доле.


Летом становилось легче. На каникулы ребят вывозили в дом, принадлежащий до революции зажиточному хозяину. Там и кормили получше, а в лесу можно было собрать ягоды. О конфетах тогда приходилось только мечтать. А однажды Тася едва не лишилась ног. В школу приходилось добираться через поле, несколько километров. Такая прогулка в мороз чуть не оставила девочку инвалидом: ноги были сильно обморожены, но, к счастью, их удалось спасти.

Так протекало детдомовское детство на полном казенном обеспечении. Постепенно наступала юность. Надо было определяться с выбором будущей профессии. Девушка решила стать парикмахером. Мужским мастером.

Рабочей молодежи предоставляли комнату в общежитии. В 1934 году у Таси появился свой угол. Где уже не надо было хватать одеяло и убегать в ночь, боясь хулиганов. Но стать самостоятельной еще не удавалось. Во всяком случае, первое платье на собственные деньги она купит уже после войны. А пока были хлебные карточки. И суточная норма хлеба – 400 грамм. Но выживали. Строили страну. И верили в светлое будущее.

22 июня 1941 года страшная беда пришла в Союз Советских Социалистических республик. До небольшого городка коричневая чума не докатилась. Но не было на карте СССР ни одного населенного пункта, которого она бы не коснулась. В Лысьве развернули промышленное производство боеприпасов и знаменитых лысьвенских касок. А еще открыли семь госпиталей для раненных. В один из них Тася ходила после работы, чтобы помочь санитаркам. А еще стригла и брила солдат. Девушка  старалась помочь, как могла: мужское население российской глубинки массово уходило на фронт, а женщины оставались в тылу,  сложа руки тоже не сидели. Многие просились на фронт. Но в 41-ом женщин на службу еще не брали.

Однажды, прибежав после работы в госпиталь, Тася привычно вытащила свои инструменты. Высокий шатен, смущаясь, попросил симпатичного парикмахера «освежить» ему стрижку. Так они и познакомились. Анастасия и Георгий. Военно-полевой роман был  коротким. Но  и сегодня, вспоминая о той встрече, Анастасия Александровна краснеет, как девчонка. И смущается. В семейном альбоме много военных фотографий. Среди них есть и Георгий. «На память Тасе, как лучшему другу и любимой девушке, от Филиппова Жорки. Не забывай меня», - вот и причина смущения. 


Но о чувствах пришлось забыть. Ефрейтор  Филиппов, вылечив сквозное ранение легких, вскоре отправляется обратно на фронт. Оттуда  девушка получает редкие письма и каждый раз не знает, придет ли следующее. На дворе тяжелый для Красной Армии сорок первый год, когда, отступая и неся огромные потери, наши войска, тем не менее,  ожесточенно сражались за каждую пядь земли.

Так в тревожном ожидании наступил 1942 год. Многие подруги Таси отправились воевать.

- Вокруг все уходили на фронт. И я не могла не пойти, - рассказывает Анастасия Александровна и хмурится. Видимо, вспоминать о войне она не любит. Да и что там говорить, о подвиге и  мужестве советских солдат написано множество книг, снято немало фильмов. И мы сегодня знаем: у войны - не женское лицо.

- Чтобы стать добровольцем, необходимо было вступить в ряды комсомольской организации. Это произошло в Москве. Мы ехали в поезде, а вокруг все лежало в разрухе. Страшная картина, - воспоминания ветерана войны скупы.

Анастасия Александровна после специальных курсов отправляется на фронт.  В полк зенитной артиллерии в составе Второго Белорусского фронта.



- Мама редко рассказывает о войне. И мало. Знаю, она была настоящим профессионалом! По звуку двигателя могла определить модель самолета, - с гордостью рассказывает дочь Анастасии Александровны  Нина Васильевна Герасименко.

Сколько было их уничтожено,  грозных фашистских «мессеров», «юнкерсов» и других самолетов Люфтваффе,  женщинами-зенитчицами? Они, хрупкие молоденькие девчонки, остановили атаку под Сталинградом, навечно войдя в историю. Штурмовики и бомбардировщики боялись советских зенитчиц не меньше, чем прославленных асов. Так шли военные будни. А от Жоры вдруг перестали приходить письма. И однажды…

«Тася! Это фото мы получили  последнее с фронта, а через семь месяцев он пропал без вести. Помните своего друга.  1 октября 1942 года. Коломна». Однополчане Георгия Филиппова переслали  фотографию его любимой девушке. О дальнейшей судьбе молодого парня Анастасия узнала лишь после войны.


В альбоме есть раритетный снимок, датированный 8 мая 1945 года. На нем четыре улыбающиеся девушки в военной форме. Подруги, празднуя великую Победу, искали фотосалон, чтобы увековечить этот день. Так закончилась война для Таси Пшеничниковой.  Ей было двадцать шесть лет.

Она возвращается на родину. Было трудно. Ни жилья, ни денег. Поэтому однажды и принимает решение переехать в Казахстан.


Устроилась на работу официанткой в ресторан. Там и  познакомилась со своим будущим мужем. Василий был фронтовик, часовых дел мастер. В 1955 году у пары родился ребенок. Девочку назвали Ниной. К сожалению, несчастный случай спустя два года сделал Анастасию Александровну молодой вдовой.

- Женского счастья она больше так и не нашла. То ли Жору своего забыть не могла. То ли судьба такая. Был один мужчина. Еле ноги от него унесли однажды. Любитель распускать руки, в гневе агрессивный и несдержанный. Мама больше замуж так и не вышла, - продолжает повествование  дочь Нина Васильевна. – Работала до пенсии парикмахером. Выучила меня, выдала замуж. Помогала воспитывать внучек.


А в Енакиеве оказались по случаю. Муж дочери, узнав, что в далекий шахтерский городок нужны специалисты в шахтостроительное управление, подался на Донбасс. Через год получил квартиру в микрорайоне имени Ватутина и перевез семью. Вместе с тещей.

А что же Георгий?.. Анастасия Александровна винит себя. Оказалось, ефрейтор Филиппов не пропал без вести, а был в плену. Когда вернулся после войны, кто-то из доброжелателей сказал Жоре, разыскивающему свою Тасю, что она вышла замуж и уехала. Он больше не предпринимал попыток ее найти, видимо, не хотел мешать. А она, узнав намного позже, что он живой и не забыл о своей влюбленности, тоже не стала ворошить прошлое. У военно-полевого романа хэппи-энда не получилось. Остались  на память лишь пожелтевшие черно-белые фотографии, которые Анастасия Александровна бережно хранит в семейном альбоме.



…Мы рассматриваем награды ветерана. Вот ордена Отечественной войны, «За мужество», особо памятная медаль «За Победу над Германией» и много юбилейных медалей. 



Но больше всего Анастасия Александровна гордиться другим - своей семьей. Дочерью, внучками, правнуком Димой, с которым ежедневно общается по скайпу, так преодолевая расстояния между странами.


 Он в далеком полярном городе России проходил службу, и фотографии с церемонии присяги  настоятельно просил показать любимой бабушке.


95-летний юбилей – серьезная дата.  Пожелаем имениннице в первую очередь здоровья, чтобы через пять лет собраться снова за чашечкой ароматного чая и послушать беседы о мужестве простых людей, для которых защита Родины – дело чести и доблести.

Татьяна Бердникова

Просмотров: 2629 | Добавил: Максаша
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: