Главная » 2011 » Апрель » 21 » БЕСПАМЯТСТВО СТРАШНЕЕ ЧЕРНОБЫЛЯ
13:31
БЕСПАМЯТСТВО СТРАШНЕЕ ЧЕРНОБЫЛЯ



Давно это было…  В апреле 1986 года. На уроке физкультуры  мы, семиклассники, узнали о том, что  произошел взрыв на Чернобыльской  атомной станции. И повисла гнетущая тишина  - наверное, так было 22 июня 1941 года, когда с репродукторов понеслись первые  военные сообщения.  Мы тогда еще не знали,  что скрывается за этой новостью. Не предполагали, какие последствия она повлечет за собой, но по лицам взрослых догадывались: это беда.  Страшная, опасная, одним словом – черная боль страны.   Спустя какое-то время стали говорить о том, что чей-то отец (старший брат, друг) поехал в Припять на  ликвидацию последствий   аварии. Еще спустя какое-то время мы, подростки, узнали: люди оттуда возвращались, получив опасную, порой смертельную, дозу радиации.  И вот уже четверть века человечество платит огромную цену за вырвавшийся из-под контроля атом. Платит человеческими жизнями. А вчерашние герои-ликвидаторы оставлены один на один со своим проблемами и бедами: держава, как ветреная барышня, махнула на них рукой: с глаз долой -  из сердца вон.  Да о чем тут говорить: даже в статусе ликвидаторов  Чернобыльской аварии приравнены сегодня те, кто добровольно стал живым  щитом  перед реактором, и те, кто лишь подлежал выселению из опасного  радиоактивного района. Нисколько не умаляю в глазах общественности последних: им довелось хлебнуть немало лиха, но, согласитесь, некорректно ставить в один ряд ликвидаторов последствий аварии и граждан, вынужденных покинуть ее зону.

Сегодня 568 енакиевцев попадают под действие Закона Украины «О ликвидаторах Чернобыльской аварии»; из них тех, кто непосредственно - добровольно  либо по повестке военкомата  - в 86-ом году устранял  последствия аварии, - 329 человек. Этих данных практически нет в официальных инстанциях, их скрупулезно собирают сами  вчерашние ликвидаторы, чтобы не дать забыть будущим поколениям об этом  сверхчеловеческом подвиге.

Александр Иванович Мамченко -  один из  общественных активистов,  член совета  городской организации «Союз "Чернобыль» (председатель А.В.Ясинский). Он же возглавляет альтернативную организацию, являясь командиром батальона Чернобыльского полка г.Енакиева отдельной дивизии Бронзового Казачьего Креста Украинского Реестрового казачества «Украина». Эти два объединения возникли не случайно: слишком много у чернобыльцев сегодня социальных проблем и слишком мало им уделяют внимания  государственные структуры. Для защиты своих социальных прав и льгот ликвидаторами и были созданы эти ведомства. 

- Когда  пришла  повестка из военкомата, в  1987 году, ни минуты не сомневался, сразу решил: поеду. Хотя мне как  горному доменного цеха была  положена бронь даже в военное время. Но тогда об этом не подумал: просто выполнял долг гражданина и мужчины.  В Чернобыле оказался в Оперативной группе гражданской обороны СССР, обеспечивал связью  район атомной станции и прилегающих населенных пунктов, - рассказывает Александр Иванович. – И мы тогда даже предположить не могли, что со временем будем втянуты в судебные тяжбы с государством, чтобы раз за разом отстаивать социальные гарантии и льготы людей, которые потеряли здоровье в Чернобыле. Тогда, 25 лет назад,  стояла единственная задача – укротить вырвавшуюся стихию и вывезти людей из опасной зоны.

И они укрощали.  А потом жены и матери в ночных больничных палатах молили Бога о спасении жизни дорогих им людей, беспомощно, тайком смахивая слезы. А потом вдовы  голосили на кладбище и,  окаменев, стояли родители у сыновней могилы. 

«Выполняя задание  советского правительства в необычайно  сложной обстановке, вы уверенно прошли испытание на мужество и стойкость, проявили высокие морально-политические качества, образцово выполнили свой долг перед Родиной», - с такими словами благодарности после ликвидации последствий Чернобыльской аварии нас отправляли на дембель, домой. Мой однополчанин написал тогда: «Земля моя любимая, ну, потерпи, пожалуйста! Придем к тебе на помощь, ты только не страдай!..» В результате этой помощи из семерых енакиевских парней, с которыми мне довелось преодолевать тяготы военной службы при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, четверо стали  инвалидами, а трое лежат в сырой земле – практически полная потеря боевого состава…

Один из  первых горожан,  который, пройдя Чернобыль, получил смертельную  дозу радиации, -  Валентин Григорьевич Плаксий.  Он умер в 1987 году. За 25 лет 159 жизней ликвидаторов енакиевцев унесла эта трагедия. Мы обязаны их помнить. Каждого. И Александра Петровича Лаврова - первого председателя Енакиевского союза чернобыльцев. И Григория Петровича Костина, который в 86-ом  работал на крыше реактора. И Виктора Дмитриевича Никишаева – ликвидатора последствий не только аварии на ЧАЭС, но и землетрясения в Спитаке. И Василия Антоновича Баталина -  шахтера, дважды  отправлявшегося в Чернобыль и пожертвовавшего там своей жизнью. И милиционера Владимира Андреевича Латышева, который также честно выполнял свой служебный долг, преследуя мародеров в зоне отчуждения.

Есть горькая  статистика,  черный список жертв  Чернобыля: каждые два месяца в нашем  городе умирает один ликвидатор аварии (этот год  забрал жизни уже  у 5 людей).

Но вчерашние герои не сдаются. И не только старухе с  косой.  Они должны выдержать единоборство с бюрократической машиной,  которой постоянно требуется доказывать свой социальный статус, бороться за льготы, отстаивать свои права. Увы, это реалии нашего современного общества.

Сегодня чернобыльцы  вынуждены своими силами устанавливать памятники  погибшим товарищам. У нас в Енакиеве такого памятника нет. По проспекту Ленина, в небольшом палисаднике между магазинами «Простор» и «Знание»,  лишь установлена невзрачная мемориальная плита.  Пятнадцать лет назад на ее месте было решено соорудить  монумент, но дальше обещаний дело не сдвинулось. Тогда  активисты из  Союза   чернобыльцев на собственные средства изготовили  памятный  крест, но его тоже так и не установили, причем дело едва не закончилось скандалом: организация, которая хранила памятник, по истечении длительного времени решила, что вещь эта бесхозная, и его едва не продали. Информация вовремя дошла до ликвидаторов:  сегодня крест установлен на могиле  А.П.Лаврова -  первого председателя  Союза.

Александр Иванович Мамченко делится и хорошими новостями.  При  непосредственном участии  депутата  Верховной Рады, Героя Украины  Л.Ф.Литвинова вопрос об установлении мемориала  наконец решен:  были выделены средства из Госбюджета.  Теперь это лишь вопрос времени:  тендер на строительство окончен, и ко Дню освобождения Енакиева от немецко-фашистских захватчиков, 3 сентября, на месте устаревшей плиты должно состояться открытие нового мемориала.

Благодарит   мой сегодняшний собеседник и заместителя председателя городского головы  В.Н.Пономаренко:  многие бытовые вопросы ликвидаторов,  различные просьбы, как правило, удовлетворяются.

- Наш батальон  Чернобыльского полка занимает  активную гражданскую позицию.  Мы решаем не только проблемы ликвидаторов ЧАЭС, но и принимаем активное участие в  общественно-политической жизни города и страны.  В нашем областном центре, созданном для защиты прав и социальных гарантий граждан,  посильную помощь оказывают не только людям, которые имеют статус ликвидатора Чернобыльской аварии, но и  всем нуждающимся.   В прошлом году туда обратилось свыше двухсот енакиевцев: им была оказана  юридическая помощь по процедуре возвращения социальных  пенсионных выплат. В течение прошлого года мы передали шесть коллективных жалоб от горожан для рассмотрения в исполком. В настоящее время проводится активная  работа по подготовке городских мероприятий к 25-ой годовщине аварии на  Чернобыльской атомной станции. Мы стараемся поддерживать всех наших ребят. Не оставили без внимания, приобщаем к общественной работе Николая Ивановича Некрасова. Он инвалид. Прикован  к постели.  Самостоятельно не может передвигаться: дает о себе знать  Чернобыль. Но, тем не менее, не утратил ясного ума и желания жить. Он не только член нашего казачества и Союза чернобыльцев, но и человек активной жизненной позиции. И таких, как он,  много. Поэтому, наши организации нужны. Приходится напоминать о том, что мы есть. Мы не все еще умерли. Мы хотим жить…

На днях в  Донецке состоялась встреча украинских ликвидаторов и японской делегации: председатель группы представителей Страны восходящего солнца попросил украинцев о встрече. Барон Окабе Йосихико ненадолго задержал людей: лишь через переводчика сказал слова благодарности и восхищения мужеством, а потом застыл в почтительном поклоне. В свете последних событий на  атомной станции  Фукусима в Японии народ страны самураев на себе почувствовал весь ужас  аварии: там каждый участник ликвидации стал национальным героем.

- Иной раз  нам, чернобыльцам, задают вопрос, который задаем и сами себе: пошли бы еще раз в чернобыльское пекло, как тогда, в апреле восемьдесят шестого?.. И многие отвечают: да! Все это оттого, что сохранилось высокое чувство патриотизма, святости долга каждого настоящего мужчины перед Родиной, матерью, ребенком, когда знаешь, что выхода нет и отступать некуда!

А 26 апреля настоятель Свято-Покровского храма проведет панихиду, где назовет 158 имен наших  горожан, отдавших свои жизни во имя  жизни на Земле.

- «Мало ты сделал для Родины?» - такой  вопрос мне задали, когда я  раздумывал над  предложением  возглавить  батальон Чернобыльского полка. - Александр Иванович замолкает, и видно, что он уже там, в весне 86-го, когда вместе с остальными ликвидаторами спасал мир от ядерного взрыва…

Могу ответить за него – немало.  Каждый, кто вступил в неравный бой с Чернобылем –герой. И если государство страдает беспамятством, то в наших силах  сделать хотя бы то малое, что любой из благодарных потомков выполнить в состоянии:  чтить и помнить. Ведь беспамятство – страшнее Чернобыля…

Виктория НЕСВИТ 

Категория: еженедельник "Панацея" (2011 год) | Просмотров: 893 | Добавил: Максаша
Всего комментариев: 7
7 fin  
ПРИСОЕДИНЯЮСЬ

6 Ника  
Дай Бог здоровья живым! Пусть земля будет пухом умершим!

5 fin  
Я С ТОБОЙ НЕ СОГЛАСЕН. СЕГОДНЯ МЫ ГОВОРИМ О ДРУГОМ. ДЕНЬ ПАМЯТИ ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ. ДАВАЙ ПОЧТИМ ИХ ПАМЯТЬ.

4 Ника  
Мы тоже живем в центре ядерного взрыва. В 79 году какой-то придурок решил испытать наших шахтеров на живучесть. Сколько их скончалось от болезней после испытаний?

3 fin  
ПОСТРАДАЛИ ВСЕ. НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ ЛЮДЕЙ НА ЕДИНЕ СО СВОЕЙ БЕДОЙ. НИЗКИЙ ПОКЛОН ВСЕМ ТЕМ, КТО ОТДАЛ ЖИЗНЬ В БОРЬБЕ С "МИРНЫМ" АТОМОМ.

2 гость  
Не согласен. Ликвидаторы ехали в зону, чтобы заработать, а люди, проживающие в чернобыльской зоне потеряли не только здоровье, но лишились своих домов, имущества. Кто считал, сколько детей не родилось, сколько умерло из тех, кого эвакуировали из зоны.

1 гость  
Если о себе не напоминать, никто о нас и не вспомнит. Такие организации нужны. Ведь людям нужна поддержка.

Имя *:
Email *:
Код *: