Главная » 2011 » Август » 13 » Чому я не сокіл, чому не літаю?
12:16
Чому я не сокіл, чому не літаю?
Истории от Олеся Бузины. Сломанные крылья Родины | Украина | СЕГОДНЯ
Вороновица. Имение Можайских находится всего в 19 км от Винницы. Тут изобретатель самолета впервые поднялся на своей «Летунье»чому я не сокіл, чому не літаю?чому я не сокіл, чому не літаю?

«Дивлюсь я на небо та й думку гадаю: чому я не сокіл, чому не літаю?» — пелось в украинской народной песне. Уверен, этой песней мечты о небе у большинства моих земляков так и ограничились бы, не дойдя до практического воплощения идеи полета в жизнь. Недаром в начале ХХ века в Киеве так популярны были почтовые открытки сельского мужика в вышиванке и шароварах, куда-то летящего на аэроплане-этажерке. Киевляне привыкли видеть таких карикатурных «селюков», управляющих телегой с парой волов, когда они приезжали на базар. А теперь эти до боли знакомые персонажи в кудлатых шапках запутывались, по воле художника, в проводах, жаловались на тесноту в небе, ругались в полете с такими же комичными бородатыми «москалями» в косоворотках, тоже спешащими куда-то по своей деревенской надобности. Подобные карикатуры (а выпустили их целую серию!) вызывали искренний смех. Они не были злыми. Это была насмешка города над селом — вкусившие плодов прогресса иронизировали над теми, кто их еще даже не нюхал.

Но водились в наших краях и другие люди — капитан Александр Можайский, инженер Игорь Сикорский, военные летчики Нестеров, Казаков и Крутень. Одни из них родились на украинской земле. Другие приехали сюда по долгу службы. Но всех их объединяла не имеющая границ страсть оторваться от земли на «аппарате тяжелее воздуха».

Участие Украины в великом имперском проекте XVIII—XX веков и сделало нас такими же пионерами воздушного океана, как американцы и французы. Немногие страны могут похвастаться тем, что они стояли у самых истоков авиации. Украина — может.

МОЖАЙСКИЙ ВПЕРВЫЕ ВЗЛЕТЕЛ В УКРАИНЕ. Первый прототип своего самолета Александр Можайский построил в имении Вороновица, которое и сегодня находится в 19 километрах от Винницы. Имение купил его брат Николай в середине 60-х годов XIX столетия. До этого оно принадлежало польскому роду Грохольских. После очередного польского восстания 1863 года царская власть заставила магнатов, замешанных в антиправительственных выступлениях, продать недвижимость в этой части Российской империи.

Без стекол и штукатурки. Это задний фасад того же дворца в Вороновице

Так Вороновица оказалась в руках отставного капитана второго ранга Николая Можайского. Существуют две версии, как именно это произошло. По первой из них, младший брат изобретателя самолета выиграл эти владения у Грохольского в карты. По другой — на мой взгляд, более достоверной — купил в Одессе на аукционе. Можайские служили в это время в Добровольном флоте, одной из баз которого и был этот порт. После Крымской войны европейские державы запретили России иметь военно-морские силы на Черном море. Но под видом обычных «торговых кораблей» был создан тайный военный флот. В случае войны эти пароходы получали артиллерию и становились крейсерами. Этой секретной флотилией и занимались братья Можайские. С виду обычные отставники, а на самом деле — скрытые до времени потенциальные корсары.

Купив Вороновицу, Николай Можайский через год разбился на лошади. Как опекун детей покойного в поместье и появился его брат Александр Васильевич, который был годом старше. Это был настоящий морской волк. На парусном фрегате «Диана» в 1854 году он ходил из Петербурга в Японию. Канарские острова, Рио-де-Жанейро, мыс Горн, Гавайи — Можайский видел земли, в которых большинству из нас и сегодня не доведется побывать. В Японии он пережил цунами. От гигантской волны «Диана» погибла. Русские моряки построили новое суденышко из японских деревьев, нарубив их в лесу, и добрались на родину. Судовой священник протоиерей Василий Махов опубликовал после этого плавания весьма занятные мемуары «Фрегат «Диана». Среди офицеров он упоминает и лейтенанта Александра Можайского, ставшего крестным отцом туземца-гиляка, которого обратили в православие русские путешественники на тихоокеанском берегу.

Директор музея в Вороновице Виктор Демяненко: «На реставрацию нужно 3 млн гривен»

Музей авиации, который существует и сегодня в Вороновице, выпустил недавно симпатичный значок-магнит — над роскошным дворцом в классическом стиле летит аэроплан Можайского. Отставной капитан действительно впервые поднялся в воздух именно в этих местах. Правда, не на самолете, а на гигантском воздушном змее, который называл «Летуньей». Этот планер был уменьшенной копией будущего аэроплана — только без мотора. «Летунья» привязывалась к упряжке лошадей и взмывала в воздух. А садиться могла даже на пруд. Так что это был еще и прототип самолета-амфибии. Случались и «жесткие посадки» — после одной из них Александр Можайский сломал ногу и до конца жизни прихрамывал.

Но это было чудо! Окрестные крестьяне даже считали, что их барин знается с чертом! В их головы не укладывалось, что можно летать, используя физические законы, а не нечистую силу. Годы с 1869-го по 1876-й, проведенные Можайским в Вороновице, — это время, когда у него сложился проект самолета, был построен его прототип и маленькая летающая модель, которую поднимал в воздух часовой механизм. Колыбель мировой авиации находится на нашей земле! И как же больно приезжать сегодня в Вороновицу и осознавать, что Украина забыла об этом воистину мирового значения событии.

В поместье Можайских сегодня находится авиационный музей, открытый еще в советские времена. Но само здание разрушается. В некоторых окнах нет даже стекол! Осыпается штукатурка с фасадов. Ржавчина покрывает крышу. Обваливаются водосточные трубы. И это всего в 15 минутах езды от областного центра!

СПАСТИ ВОРОНОВИЦУ. Вороновицу следовало бы сохранить, даже если бы это был просто чудом уцелевший после революций и двух мировых войн панский дворец. Его строил в самом конце XVIII века итальянец Доминик Мерлини — архитектор последнего польского короля Станислава Лещинского. Изящные колонны, подковообразные фасады, два роскошных бальных зала. А рядом — конюшни с огромными погребами, службы… Это жемчужина как архитектуры, так и истории! Но многие ли украинцы знают о ней?

Три года назад президент Ющенко отстроил дворец Разумовских в Батурине — нашлись и деньги, и меценаты. И прекрасно, что отстроил! Это было, пожалуй, единственное деяние его пятилетнего «гетманства», которое ни у кого не вызовет критики. И все же Батуринский дворец — по сути, новострой. А дворец в Вороновице — абсолютно аутентичный. Но его словно не видят и дают ему умирать медленной смертью.

По словам директора музея Виктора Демяненко, на реставрацию дворца необходимо три миллиона гривен. «Вся документация и расчеты давно готовы, — говорит он. — Но из государственного бюджета уже несколько лет нам не выделяют ни копейки».

Неужели дворцу в Вороновице, который был колыбелью мировой авиации, так и дадут погибнуть?

ФЛИГЕЛЬ СИКОРСКОГО В РУИНАХ

Киевская карикатура нач. XX века. Такие картинки пользовались популярностью сто лет назад

Игорем Сикорским наша страна вроде бы гордится. Его называют «українським винахідником гелікоптера». При этом память выдающегося изобретателя в городе, где он родился, буквально втоптана в грязь. На улице Ярославов Вал, 15-а есть домик, в котором жил юный Сикорский. Тут он сконструировал первую модель своего вертолета, который теперь переименован в «гелікоптер» (это звучит очень «євроатлянтично») и даже в «гвинтокрил» («национально-свидомая» версия того же слова). Но два новомодных термина вместо одного проверенного годами сути дела не меняют — дом Сикорского зияет глазницами пустых окон прямо в центре Киева. Мемориальной таблички там нет. У общественности может сложиться мнение, что это просто рядовой, ничем не примечательный домишко. Кому-то захочется его снести или воткнуть вместо него высотную «свечку» — будет памяти Сикорского отличная «могила».

Сикорский построил свой первый вертолет больше столетия назад — в 1909 году. Он отрывался от земли и поднимал несколько пудов груза. Есть фотографии того времени. Эпохальное событие произошло именно во дворе дома на Ярославовом Валу! Любая страна сделала бы из этого всемирное шоу и национальный бренд. Здесь, в Киеве, прямо в столице Украины впервые поднялся в воздух летательный аппарат нового типа — ВЕРТОЛЕТ!

Причем, Сикорский действительно мировая знаменитость. Четырехмоторные тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец» его конструкции были первыми в мире! Буквально накануне Первой мировой войны конструктор лично совершил на одном из них беспримерный перелет «Петербург — Киев». До сих пор невозможно без восхищения читать репортаж Сикорского в журнале «Воздухоплаватель» за август 1914 года об этом событии: «Илья Муромец» шел на высоте 1200 метров, и под ним во все стороны расстилались сказочные снежные местности с утесами и долинами. (Так автор передает ощущение от вида облаков, расстилавшихся под самолетом. — О.Б.) Я долго не мог оторваться от этой необычайной красоты. Было около 8 часов утра, когда мы решили спускаться, так как должен был вскоре показаться Киев. Увидев справа под собой проталину, мы снизились и в ней, как в окошке, увидели очертания Киево-Печерской лавры и Цепного моста. Сделав большой круг, мы спустились на знакомом Куреневском аэродроме».

Ярославов Вал, 15-а. Киевский дом изобретателя вертолета

После революции Сикорский уехал в США, не желая мириться с советской властью, основал за океаном свою фирму, выпустил несколько типов самолетов, а потом в 1942 году получил государственный заказ от американского правительства на первую в мире партию вертолетов. Они предназначались для эвакуации раненых. Теперь в России его называют «россиянином», в Украине — «украинцем», в Соединенных Штатах — «американцем» Igor Sikorsky. А он был, прежде всего, КИЕВЛЯНИНОМ — и даже на акции своей компании в США поместил изображение «Ильи Муромца», летящего в родной город!

«Гвинтокрил». Один из первых вертолетов Игоря Сикорского

Неужели образ Сикорского менее выгоден для создания положительного имиджа Украины, чем шароварные Спрытко и Гарнюня, которых одно время пытались запустить в дело, по заказу МИД? Любая думающая о будущем страна отремонтировала бы дом изобретателя вертолета, разместила бы там музей и включила его во все туристические маршруты. Для мира абсолютно не важно, были ли у нас бандеры и мазепы. В мире их, по большому счету, не знают и никогда знать не будут, как мы не знаем имен папуасских вождей, настригших чьих-то голов. Сикорский же был и останется наряду с Булгаковым самым известным уроженцем столицы Украины.

ЗАБЫТЫЕ АСЫ КАЗАКОВ И КРУТЕНЬ

Лет десять назад в Киеве снесли дом, в котором жил один из лучших асов Первой мировой войны капитан Евграф Крутень. Память уничтожена. Осталась только символическая могила героя на Лукьяновском кладбище рядом с захоронением легендарного Нестерова. Стелу в честь Крутеня установил еще в 70-х годах прошлого века за свои деньги авиаконструктор Олег Антонов. Дом Крутеня — потомка запорожских казаков, друга и сослуживца Нестерова, истребителя, одержавшего 16 воздушных побед, уничтожен варварским строительным бумом в Киеве, который не пощадил ради наживы ни Сенного рынка, ни множества старинных уютных особнячков, придававших обаяние древнему городу.

Крутень. Летал на самолете с головой Ильи Муромца

А был Евграф Крутень человеком действительно замечательнейшим, награжденным орденом Святого Георгия 4-го и 3-го классов и Золотым Георгиевским оружием, а также французским Военным Крестом с пальмовыми ветвями. Он воевал в небе России и Франции, а погиб под Тернополем в июле 1917 года. Киевлянин по рождению и духу — закончил Киевский кадетский корпус, служил во 2-м конно-горном артиллерийском дивизионе, стоявшем в Киеве, а потом перевелся 3-ю авиароту, которая тоже дислоцировалась на Сырецком аэродроме, где Нестеров совершил первую в мире мертвую петлю.

Уроженец Украины полковник Казаков — лучший ас Первой мировой — вычеркнут из нашей истории

Уроженцем Украины был и лучший русский ас Первой мировой полковник Александр Казаков. Он родился в 1889 году в Херсонской губернии. Окончил Елисаветградское кавалерийское училище — Елисаветградом до революции назывался нынешний Кировоград. А службу офицером начал в Киевском военном округе — в 12-м Белгородском уланском полку, дислоцировавшемся в Проскурове (сейчас — Хмельницкий). Наш человек! Число его воздушных побед для Восточного фронта просто фантастично — 32! Так почему же он забыт? После Октябрьской революции полковник Казаков оказался в Белой армии и сразу стал не нужен — ни Украине, ни Советской России. Его просто вычеркнули из истории. Только недавно в книге «Летающие тузы», вышедшей в Санкт-Петербурге в 2006 году, появился первый подробный очерк о воздушных подвигах рекордсмена с Херсонщины.

Напомню, что во время войны наш земляк Крутень летал на истребителе, украшенном изображением самого знаменитого богатыря «киевского цикла» — Ильи Муромца. Вряд ли этот былинный персонаж в остроконечном шлеме появился на фюзеляже его самолета случайно. Как не случайно был назван «Ильей Муромцем» и бомбардировщик Сикорского. Летчики — оба киевляне — знали, что мощи Ильи лежат в Киево-Печерской Лавре. Для них богатырь символизировал силу родного города и святость Руси. А Сикорский на склоне лет написал даже несколько трудов по православному богословию. Не на черте, а с Божьей помощью стремились в небо эти люди. Забывая о них, мы лишаем Божьей помощи самих себя.

 Олесь БУЗИНА (http://www.segodnya.ua/news/14277516.html)
Просмотров: 5224 | Добавил: Максаша
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: