Главная » 2012 » Январь » 13 » Личность, не знавшая отдыха и покоя
22:26
Личность, не знавшая отдыха и покоя


Мы сегодня ходим по улицам, где, возможно, ступала нога человека, давшего нашему городу свою фамилию. Федор Егорович Енакиев. Если бы не его талант, целеустремленность и верность долгу, возможно, не было бы и в помине точки на карте - небольшого провинциального города Енакиева, одного из тех, на которых столицы держатся. 
История сохранила всего одну фотографию Федора Енакиева. И скупые воспоминания о нем очевидцев: коренастого телосложения, высок, усы с проседью; надменен и высокомерен, и в то же время необычайно добр и отзывчив. Противоречивые черты характера сочетались в этом человеке – человеке недюжинного ума и редких возможностей. «Это была одна из тех фигур, которая привлекала к себе всеобщее внимание, о которой думали, говорили и писали, как о таком, каких у нас мало. Богато одаренная личность, живая и талантливая натура, не знавшая отдыха и покоя, он вечно носился с проектами широкого размаха, изобретая свои и осуществляя чужие», – так о нем писал журнал «Горнозаводское дело» в № 10 за 1915 год. 
11 января по старому стилю в 1852 году в семье потомственных дворян родился первенец – мальчик, которого нарекли Федором, по батюшке – Егоровичем, по фамилии – Енакиев. Он был первым из восьми детей в семье, где воспитывали младшее поколение в строгости и уважении к старшим. Отец, Егор Васильевич, – участник Крымской войны, майор Динаурского участка жандармско-полицейского управления Петербургско-Варшавской железной дороги – очень хотел, чтобы Федор пошел по его стопам и избрал военную стезю. Мать, Михалина Антоновна, в девичестве Косовская, была согласна с планами главы семьи. 
Но когда позади осталась учеба в гимназии, которую Федор, к слову будет упомянуть, окончил блестяще, подросток высказал желание пойти учиться - в Институт инженеров путей сообщения. Родителям пришлось смириться с таким выбором сына. 
В 1876 году Федор Егорович окончил институт и поступил на службу на Николаевскую железную дорогу. Ему не раз приходилось занимать, несмотря на молодой возраст, ответственные должности. И именно с этого времени начинается «бессрочная служба» Енакиева в Министерстве путей сообщения, в Главном комитете для сбора пожертвований в пользу детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии. 
Через семь лет Высочайшим приказом Федор Енакиев был произведен за отличие по службе в титулярные советники. За двадцать лет он делает блестящую карьеру – вырос до статского советника (до революции этот гражданский чин пятого класса соответствовал военному – между полковником и генерал-майором). 
На новой должности Федор Егорович устанавливает тесные связи с влиятельными отечественными и зарубежными бизнесменами. В 1886 году он вошел в состав Общества Балтийской железной дороги, а потом был назначен ее директором. В это же время он активно участвует в элеваторном бизнесе, который стимулировал расширение хлебной торговли. Имя Ф.Е. Енакиева становится известным в предпринимательских кругах страны. Его ценят не только как толкового железнодорожного специалиста, но и как перспективного бизнесмена, добившегося успеха благодаря своему интеллекту, настойчивости и деловитости.
В 1885 году в возрасте 33 года в Санкт-Петербурге в церкви Святого Благоверного Князя Александра Невского он венчается с дочерью тайного советника Анной Федоровной Винберг. У них родилось пятеро детей – три сына и две дочери. К сожалению, несмотря на многочисленных потомков, связь с ними потеряна. Сегодня работники музея Г.Берегового поддерживают отношения лишь с одной из внучатой племянниц Ф.Енакиева Софией Юнкене. 
Неутомимая энергия 
Наш край имел все природно-географические предпосылки, чтобы стать сердцем металлургической индустрии. Федор Егорович мечтал открыть и наладить в Донбассе добычу руды, необходимой для выплавки чугуна, чтобы изготавливать рельсы, скрепления и подвижной состав для набирающего обороты строительства железнодорожных путей. Но он понимал, что это требует огромных финансовых затрат, что необходимо привлекать зарубежных инвесторов. Иностранный капитал все чаще и заметнее появлялся на промышленном рынке России. Царская Россия не противилась капиталовложениям извне, но при одном условии: иноземцы-инвесторы должны были образовывать промышленные предприятия совместно с российскими бизнесменами. 
И тогда Федор Енакиев решает основать Русско-Бельгийское металлургическое общество. Этот проект долго обсуждается. И наконец, в 1895 году устав нового общества был одобрен министром финансов С.Витте. Царское правительство утвердило главный документ предприятия с основным капиталом в 8 миллионов рублей. Учредителями, помимо российской стороны (Ф.Енакиева и Б.Яловецкого), стали бельгийские подданные Октав Неф-Орбан и Оскар Биэ. Председателем правления был избран инженер Андрей Андреевич Бунге. 
На земле, купленной у князя Анатолия Долгорукова и братьев Зарудних, начали строить металлургический завод. Выбор местности был не случайным: земли деревни Федоровка Бахмутского уезда на реке Булавин, по предположению Федора Енакиева, ближе всего располагались к залежам коксующихся углей и руды. Неподалеку находилась необходимая для производства железная дорога. Но главным аргументом стали первые опыты по выплавке чугуна, которые проводились здесь, в окрестностях, еще в 1860-е годы. Так было положено начало завода, впоследствии названного Петровским. 
Строительство продолжалось почти два года и потребовало от начинающего донецкого промышленника напряженной и кропотливой работы – по подбору специалистов и рабочих кадров, отработке технологических циклов, закупкам и транспортировке необходимых механизмов и материалов. И вот 27 ноября 1897 года была задута первая доменная печь и получены первые пуды металла. 
Впоследствии Федор Егорович бывал не частым гостем на заводе, но в каждый свой визит он не только интересовался производственными вопросами, но и заботился о развитии поселка. Это стало главным делом его жизни. Недаром к годовщине выплавки первых тонн чугуна на Петровском заводе в 1898 году решением Бахмутского уездного и Екатеринославского губернского земских собраний местность, где располагался завод, рудники и населенные пункты Русско-Бельгийского общества, были названы именем его основателя – Енакиевом. Позже такое же название получила и железнодорожная станция. 
Постепенно расширялся завод. На рубеже веков на нем работало около 3000 человек. Разрастался и поселок, в нем уже насчитывалось 15 тысяч жителей. Появились школы, больницы, аптеки, торговые лавки, трактиры, библиотека, кинематограф «Иллюзион» и Народный дом. 
В 1900 году, благодаря усилиям Ф.Е. Енакиева, задувается третья домна и начинает действовать первая 20-тонная мартеновская печь. В последующие четыре года вступают в строй еще две мартеновские печи и стан «360». Петровский завод становится одним из крупнейших на юге Российской империи: выполняя государственные заказы, он производит рельсы для новых железных дорог. 
В 1899 году Высочайшим приказом по гражданскому ведомству Ф.Е.Енакиев был перемещен в Почетные члены Главного комитета для сборов пожертвований в пользу детских приютов Ведомства императрицы Марии. В этом же году Федор Егорович был произведен за выслугу лет в коллежские ассесоры, а 9 июня 1900 года - в народные советники. Еще через год при участии активного промышленника было учреждено Русско-Персидское горпнопромышленное общество для эксплуатации медных и серебро-свинцовых рудников в Персии. За это он был награжден персидским шахом орденом Льва и Солнца второй степени с красной лентой . 
24 мая 1903 года Ф.Енакиева произвели в статские советники. 
Человек американского склада – так говорили о Федоре Енакиеве современники, отмечая его пламенную живость и деловую сноровку – качества, необходимые для промышленника. Но в нем была и гуманитарная жилка: Федор Егорович владел несколькими европейскими языками, слыл искусным оратором. 
Не только наш город обязан Енакиеву своим рождением. В Луганской области есть небольшая железнодорожная станция Штеровка. Ф.Енакиевым был разработан проект железнодорожной линии Штеровка-Мариуполь. Это дало возможность углю Луганщины получить выход на Азовское море. Федором Егоровичем был разработан проект расширения и переустройства Мариупольского порта. С 1911 года он принимает активное участие в учреждении Русского судостроительного общества. 
Совместно с Л.Бенуа и М.Перестяковичем Федор Егорович подготовил план перестройки Петербурга. Он предложил воздвигнуть в северной столице новые здания ратуши и Государственной Думы. Его доклад на 4-м съезде русских зодчих «Основы развития современных городов» вызвал широкий общественный резонанс, а исследование «Задачи преобразования Петербурга» и сегодня изучается российскими градостроителями. Достаточно сказать, что Енакиев первым в России предложил построить в столичном Петербурге пассажирское метро. Как известно, эта идея была реализована в Москве лишь в 30-х годах. 
Многие планы Федора Егоровича были воплощены в жизнь. Но далеко не все. К сожалению, судьба отмерила ему не долгий жизненный путь: 29 января 1915 года в одном из подмосковных санаториев он скончался. Когда встал вопрос о месте его захоронения, родственники исполнили последнюю волю покойного, похоронив Федора Егоровича в Енакиеве – поселке, названном его именем. 
На территории Николаевской церкви (разрушенной при Советской власти; на ее месте была возведена современная аглофабрика) нашел последний приют замечательный человек, успешный промышленник, гениальный инженер – Федор Енакиев. И хотя историки до сих пор спорят о месте его захоронения, обрывки воспоминаний очевидцев свидетельствуют: на могиле установили скромное надгробие из серого бетона и памятник, отлитый из чугуна, с надписью: «Инженеру Енакиеву – основателю города». 
…Бронзовый памятник человеку, имя которого имеет честь носить наш город, установлен в прошлом году по инициативе городского головы С.Рухадзе на центральном городском проспекте. Сюда возлагают цветы молодожены, здесь вечерами любят прогуливаться горожане. Бронзовый Федор Егорович взирает на свое детище – нашу малую родину, сверкающую современными огнями неоновых витрин, – и наверняка доволен: жизнь прожита не зря… 
Виктория НЕСВИТ 
Выражаем благодарность Наталье Валентиновне Гришкиной, научному сотруднику Енакиевского музея Георгия Берегового, за помощь при подготовке материала
Категория: еженедельник "Панацея" (2012) | Просмотров: 1043 | Добавил: Максаша
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: