Главная » 2012 » Октябрь » 22 » «Осторожно, двери закрываются!»
19:01
«Осторожно, двери закрываются!»

22 октября 1932 года, осенним теплым утром, зеваки собрались у здания городской поликлиники (рядом с сегодняшним военкоматом) поглазеть на невиданное доселе чудо: громыхающий трамвай. Вагоновожатая Дина Лавлинская мгновенно стала героем дня.

Торжественный митинг, посвященный столь важному событию, собрал десятки людей. И не удивительно! Ведь строили первую трамвайную линию енакиевцы своими руками. Председатель горсовета Поляков обратился с приветственной речью к присутствующим. Но всем не терпелось увидеть трамвай в действии и затягивать церемонию не стали. Под громкие аплодисменты была перерезана красная ленточка и трамвайный вагон, заполненный счастливой детворой, отправился в свой первый рейс. Через несколько минут вслед выехал и второй вагон. Маршрут, протяженностью два километра проходил от поликлиники до поселка Красный городок. Трамвайная линия была  однопутной, работали на маршруте два деревянных вагона с кабинами водителя с обеих сторон, производства Мытищенских мастерских.

Трамвайное депо, запущенное в том же году находилось в районе нынешнего военкомата и входило в трест «Трамводосвет». Ремонтной базы, кроме одного токарного станка, для обслуживания подвижного состава практически не было.  Спустя пять лет была построена контора трамвайного депо.


Численность населения города росла. Для того, чтобы труженики завода и шахт могли с комфортом добираться к месту работы, существующий маршрут был продлен  до железнодорожной станции Енакиева с одной стороны и до центра Красного городка с другой. В северной части города была построена линия от автовокзала до клуба шахты «Красный Профинтерн».

Многое в Енакиеве разрушила война. Но буквально в первые дни после освобождения города началось восстановление трамвайного движения. В 1944 году были отремонтированы депо и главная контора, а спустя два года  снова курсирует трамвай. Депо было рассчитано на два вагономеста, в эксплуатацию пущено шесть трамвайных вагонов, восстановлено почти 6 километров пути.  Острый дефицит был во всем. Вместо шпал приходилось укладывать бревна, которые делали из старых деревьев парка Горняков (сейчас парк имени Вознесенского). Условия работы были тяжелыми, но все же за год перевозилось 964 тысячи пассажиров, при том, что ежедневно происходило до 10 сходов вагонов с рельсов.

Страна залечивала послевоенные раны. Разрастался город. Укреплялась и материальная база трампарка. В 1947 году открылись сварочные, столярные помещения. Удлинялась протяженность трамвайных линий, увеличивалось количество подвижного состава. Уже в 1955 году  протяженность трамвайных линий составила свыше 23 километров, а количество вагонов составляло 53 единицы.

Через три года, согласно разработанному проекту, приступили к соединению северной и южных веток. В 1967 году был введен в эксплуатацию путепровод по новому бетонному мосту, построенному через железнодорожные линии, в этот же год была введена в эксплуатацию трамвайная ветка на 101 квартале – в поселке имени Ватутина.

Близилось к завершению строительство нового депо на 100 вагономест. В 1972  предприятие  отпраздновало новоселье. К этому времени протяженность пути составляла свыше 27 километров,  подвижной состав насчитывал 72 единицы. В 1975 году трампарк уже располагает 68 вагонами или 34 трамвайными поездами, которые обслуживают три маршрута, охватывая центр города, поселки Красный городок, Красный Октябрь, имени Ватутина. А уже к 1979 году старые вагоны были заменены новыми, более современными, с лучшими технико-экономическими показателями. Они эксплуатируется и по сей день. В 1982 году была введена в эксплуатацию троллейбусная линия в городе-спутнике Углегорске, протяженностью 12, 5 километра. Подвижной состав насчитывал 6 машин (в том числе и одну для технического обслуживания).

Население города продолжает увеличиваться и назревает необходимость охватить трамвайным маршрутом  новостройки поселка Фильтровальная. В 1992 году открылась новая линия: популярный и сегодня маршрут № «4».

Коллектив  коммунального предприятия ЕТТУ неоднократно занимал призовые места в областных и республиканских соревнованиях профессионального мастерства.

Наталья Гришкина, научный сотрудник музея космонавта Георгия Берегового

На фото: первая трамвайная линия в Енакиеве. Фотограф сделал снимок со здания  Дворца культуры "Металлург". На месте здания в правом верхнем углу сейчас расположено  КП "ЦРА № 216".

Просмотров: 2175 | Добавил: Максаша
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: