За окном не
послевоенные годы, но картина, которую увидели сотрудники службы по
делам детей, очень напоминала то голодное и холодное
время: на покосившейся табуретке красовалась алюминиевая грязная
миска с остывшими макаронами. Трое малышей стояли вокруг импровизированного
стола в одних распашонках, без штанишек, и ложками уплетали нехитрое
лакомство за обе щеки. Самого младшего, годовалого, мать кормила сама - теми же
макаронами.
Бедность в этом доме мирно уживалась с грязью и мусором – это с порога бросалось в глаза. На окнах висели шторки, давно утратившие свой первоначальный белый цвет, на кроватях не было простыней, на подушках - наволочек, у детворы практически отсутствовали самые необходимые вещи, а те, которые имелись, были жуткого серого цвета - похоже, что со дня приобретения они не знали ни стирального порошка, ни хотя бы простого хозяйственного мыла…
Мы встретились с начальником службы по делам детей Галиной Васильевной Долгополовой накануне Международного дня защиты детей. Она, много лет отдавшая работе с неблагополучными семьями, как никто другой, знает, что малышей, как это ни прискорбно, защищать нужно чаще всего не от случайных насильников-педофилов или уличных хулиганов, а от родителей – папы и мамы.
- В этом году у нас зафиксировано четыре факта насилия в семье в отношении несовершеннолетних. Это те случаи, когда на ребенка поднимают руку взрослые. В одном эпизоде мачеха побила падчерицу, три других - отчим позволил себе лишнее по отношению к мальчишкам. Каким бы ни было насилие в семье, - продолжает Г.В.Долгополова, – моральным, эмоциональным, экономическим или физическим, - каждое из них делает жизнь маленького гражданина Украины невыносимой. Наша задача - выявлять подобные факты и пытаться взрослых членов семьи перевоспитать, что получается далеко не всегда. Часто детей из таких ячеек общества мы забираем и отдаем под опеку государства.
…Это семья из пригорода Енакиева - небольшого горняцкого поселка Ольховатки. Мать, молодая женщина, выбравшая в супруги человека, старшего на тринадцать лет, родила один за одним четверых мальчишек. Отец семейства, вместо того, чтобы кормить и содержать семью, по пьяной лавочке изнасиловал старенькую соседку, в результате чего женщина скончалась от множественных разрывов внутренних органов. Мужчина угодил за решетку, но не его отсутствие привело семейство в столь плачевное состояние: так здесь было всегда. Родители мало заботились о потомстве, их не коробило, что живут они именно на так называемые детские деньги, пропивая и прогуливая государственное пособие, не оставляя на нужды детей практически нечего. Молодая мать оказалась не готова к тяготам семейной жизни и взвалившемся на ее плечи хлопотам: она не занималась ни здоровьем детей, ни бытом.
А муж, находясь в Артемовском СИЗО, разобиделся, что нет передач от благоверной, и начал писать кляузы во все инстанции, чтобы государство отобрало детей у нерадивой матери. К женщине же он просил применить «наивысшую меру наказания».
Только со своими требованиями мужчина немного опоздал, да и не о благе детей он беспокоился: в тюрьме подсказали, что в случае, если он станет единственным опекуном четверых несовершеннолетних ребят, у него появится шанс на скорейшее освобождение.
Но горе-папаша не мог знать, что его семья попала в поле зрения службы по делам детей, специалисты которой уже в первый свой визит были ошеломлены, увидев, как обездоленные малыши с жадностью едят остывшие макароны из одной миски.
- Прежде чем что-либо предпринять, мы попытаемся сохранить биологическую семью для малышей. Решили, что юная мама четверых мальчуганов, может быть, просто не совсем справляется, что ей нужна помощь. Троих ребят мы временно забрали в приют, дав женщине время навести порядок в доме, обеспечить нормальные условия проживания для крох. В больнице, куда перед приютом доставили ребят, у одного из них обнаружили опасное кожное заболевание. Его поместили в карантин, но нужна была госпитализация в областную клинику. Я стала звонить матери: ребенок маленький, в таком возрасте он должен проходить лечение с родным человеком – с мамой. И знаете, что она мне ответила?! «Сами заразили, сами и лечите!» А потом вообще отключила телефон, чтобы мы ее не беспокоили звонками. Спасибо начальнику отдела здравоохранения Е.Н.Чернову: он обеспечил нас транспортом, и мы отвезли ребенка в Донецк, успешно пролечили. А чуть позже узнали, что мать перестала наведываться в приют к старшим, видимо, опасаясь, что ей придется с маленьким ложиться в больницу. Ну, как тут сохранить биологическую семью?! – у Галины Васильевны блестят слезы в глазах, видно, как человек душой переживает за судьбы детей, которые, пусть и не родные, но так нуждаются в помощи и участии.
Детей забирали уже от бабушки, их после больницы горе-мамаша отвезла к ней. Но и той, вполне благополучной и полной еще сил родственнице, внуки оказались не нужны. Она позвонила в отдел и сказала: «Приезжайте и забирайте». Вот так… как котят. Приехали и забрали. Мальчишки сейчас чувствуют себя хорошо, у них чистые постели, полноценное, регулярное горячее питание, а, если повезет (хотя усыновить сразу четверых вряд ли кто-то решится), может появиться семья. Мамаша о детях не вспоминает, отец-уголовник продолжает писать жалобы в генеральную прокуратуру и в Верховную Раду, требуя, чтобы его жену лишили «детских» денег, и ни грамма не интересуется судьбой сыновей.
- Он не знает законодательства. Как только дети попадают в государственное учреждение, собес останавливает выплату пособий биологическим родителям.
Сказать, что подобный пример скорее исключение, чем правило, было бы неправильно. Увы, подобных родителей, которые стали таковыми по пьяному случаю, больше, чем хотелось бы.
Сегодня специалисты службы по делам детей совместно с городской прокуратурой занимаются еще одним случаем. Женщина, мать-одиночка, имевшая квартиру с удобствами в центральной части города, с помощью мошенников лишилась жилплощади. Пользуясь тем, что бывшая владелица квартиры не отличается умственными способностями, аферисты убедили ее совершить «выгодную» сделку. За пять тысяч гривен двухкомнатная квартира перешла к другим владельцам. Мать с двумя детьми отправилась жить к сожителю, в частный сектор. Ее там навестили сотрудники отдела и в очередной раз были шокированы условиями, в которых вынуждены проживать дети. Окон и дверей в доме нет, вместо стекол – грязные тряпки, печки нет: ни электрической, ни газовой. Еду готовят во дворе, на открытом огне. Постельное белье и другие бытовые мелочи отсутствуют. Новый гражданский муж отличается буйным и агрессивным нравом: судя по гематомам, любитель поднять руку на супружницу.
- Мы привлекли к этому делу прокуратуру неслучайно. Продать жилплощадь, где проживали несовершеннолетние дети, без ведома нашей службы нельзя. Но к нам за разрешением никто не обращался. Обмен неравноценный: женщина попала в прицел квартирных аферистов - налицо факт мошенничества. Будем надеяться, что нам удастся отстоять права ребят и вернуть жилплощадь. Хотя проблема здесь совсем в другом – в маме. При такой ее позиции о правах малышей нужно будет постоянно напоминать нам.
Защищать неполнолетних граждан Украины - это и есть основная задача службы по делам детей, который год возглавляемого Г.В.Долгополовой. Отстаивать их юридические права, воспитывать или перевоспитывать их горе-родителей, которые стали таковыми по случаю, по пьянке, внушая им, что беременность надо планировать. Специалисты могут многое, но, увы, не могут того, в чем больше всего нуждаются их подопечные ребята: они не могут заставить полюбить. Об этом не сказано ни в одной инструкции: это идет из сердца, и это либо дано, либо нет. В семьях, с которыми приходится сталкиваться Галине Васильевне, чаще всего любовь и забота о самом дорогом – детях - отсутствует.
…Когда я шла на беседу, впереди меня в кабинет вошла девочка-подросток. В руках она держала увесистую дорожную сумку.
- Здравствуйте, заберите меня, пожалуйста, в приют…
Как оказалось потом, девчонку здесь знают: не один раз она уже проводила свои каникулы в приют. У нее есть мать. Есть отчим. В той семье растет еще один малыш – совместный. А старшая себя чувствует лишней, настолько лишней, что не просто уходит из дома, а просится в государственное учреждение, которое, как ни крути, настоящий отчий дом заменить никогда не сможет. Но там, оказывается, все же лучше, чем в семье, где тебя не любят…
Татьяна Бердникова
Всего комментариев: 1 | |
| |