Главная » 2012 » Январь » 19 » Смотреть правде в лицо
10:56
Смотреть правде в лицо

Моя приятельница Марина каждое утро проходит (читай – пробегает) 600 метров от дома  до трамвайной остановки.  Так начинается ее рабочий день.  Перед этим она отправляет дочерей в школу, которые нередко ставят ее перед сложной дилеммой: на что сегодня потратить деньги – на завтраки или порванные капроновые колготки (ну да, в 14 и 16 лет девочки носят капрон, который до обидного часто рвется, порой только от одного вида парты). Завтрак моей знакомой – чай и городская булка. Иногда плавленый сырок (тот самый, который стоил когда-то 12 копеек, а сейчас обойдется вам минимум в четыре гривны). Она не сидит на диете – ей это не нужно, поскольку обед ее также очень скромен. Доход этой семьи, состоящей из трех человек, составляет примерно две тысячи гривен. Не знаю, как Марина умудряется сводить концы с концами (впрочем, так живут миллионы украинских семей), но только однажды я увидела едва ли не отчаяние на ее лице. Причина? Трамваи стали ходить с перебоями. Можно, конечно, воспользоваться маршруткой, которая останавливается рядом с домом, чуть ли не у подъезда, но тогда дорожные расходы  возрастут вдвое, а мы ведь помним о семье из трех человек и ее скромном бюджете?   
- Честно говоря, я даже не представляю, как теперь выкручиваться, – жаловалась молодая женщина.

Казалось бы, какой пустяк – из депо не вышел  трамвай и  кому-то пришлось пересесть на автобус. Но это с какой стороны посмотреть.   
Енакиевские трамваи остаются самым экономным видом транспорта. Они  вдвое дешевле автобусов и маршруток. Удовлетворяют потребности жителей большей части частного сектора и жилых микрорайонов, где просто отсутствует иное движение общественного транспорта. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что в нашем городе ЕТТУ необходимо.   
Но, чтобы сохранить трамвайно-троллейбусное управление, городской администрации пришлось пойти на непопулярные меры – ограничить по времени льготный проезд пенсионеров. Это вызвало массу возмущений среди пожилых людей, стало темой кухонных баталий и острой критики в адрес мэрии. Оппозиционные  круги тут же воспользовались ситуацией и, вооружившись соответствующими лозунгами, подали иски в суд, требуя отменить это «антидемократическое» решение. Правда, ратующие за бесплатный проезд пенсионеров что-то ни разу не остановились на своих иномарках возле трамвайной остановки  и не предложили подвезти кого-либо бесплатно до пункта назначения. Ай, некрасиво получается: слова-то с делами расходятся!    
Но вернемся к теме бесплатного проезда. Помните, нас учили еще с младых  лет: бесплатный сыр бывает только в мышеловке? Наверняка, помните. Да и многие окончили институты, где даже ярые прогульщики все же успели усвоить основное правило рыночной экономики, которое гласит: за все нужно платить. Предприятие ЕТТУ необходимо содержать – для этого нужны средства. Бесплатный проезд  льготной категории граждан должен по закону дотироваться (оплачиваться) госбюджетом.  Государственная казна выделяет лишь… чуть более 30 процентов от  необходимой суммы. Где взять еще недостающие 70? В стране, где на сегодня не находятся средства для чернобыльцев, афганцев и детей войны? У кого нужно отобрать льготы, чтобы заставить державу оплатить в полном объеме дотацию на бесплатный проезд пенсионеров? Может, у матерей-одиночек? Или инвалидов? Или ветеранов войны? Или кто-то может утопически предположить, что у депутатов?   
Средств на бесплатный проезд нет в стране. Город тоже не может взять на себя такие дополнительные расходы. Титаническими усилиями удается, что называется, удержать ЕТТУ на плаву. К ремонту трампарка привлечены коммерческие структуры – во время последнего визита Президента Украины Виктора Януковича на малую  родину об этом было заявлено всенародно.

 
И честно говоря, абсолютно не понимаю шумихи, которая поднимается вокруг этой темы. Горлохваты хотят отменить решение, ограничивающее по времени льготный проезд. А разве недостаточно пользоваться общественным трамваем полдня бесплатно? Можно успеть и в собес, и на рынок, и в больницу. Да, другое дело, что трудящиеся пенсионеры,  возвращаясь вечером с работы, уже обязаны свой проезд оплатить. Но ведь это же справедливо! Не любитель считать чужие деньги, но коль зашел разговор, то уместно напомнить, что доход некоторых людей, получающих и пенсию и заработную плату, многократно превышает доход моей знакомой Марины, которая даже не заикается о бесплатном проезде. И других семей, где нет никаких льгот, а есть еще несовершеннолетние дети.   
Понимаю, что некоторые, читая эту статью, будут недовольны. Понимаю, что высказала очень непопулярную точку зрения. Но давайте посмотрим правде в лицо: если оставить все  как есть и не убрать с пути решения проблемы камень преткновения – круглосуточный льготный  проезд, то завтра ЕТТУ не будет. Да, может быть, когда-нибудь экономическая ситуация в стране в  целом нормализуется и возродятся все предприятия, которые канули в  Лету (хотя вряд ли это случится в обозримом будущем), но, пока суть да дело, местные металлисты за одну ночь разворотят  трамвайные рельсы:  ломать – не строить.   
Сегодня составы трамвайно-троллейбусного парка, пусть худо-бедно, со скрипом и поломками, но ежедневно выходят на свои маршруты. Появились отреставрированные вагоны, где даже имеются видеокамеры. (Ах, какое веяние времени: плачемся, что  электротранспорт необходим и без раздумий ломаем его! А для чего  же еще нужно в салоне видеонаблюдение? Правильно, для аборигенов-гоблинов, которых раздражает вид чистого салона, нетронутый  кожзам на сиденьях и исправные светильники. Теперь им будет гораздо сложнее пакостить и гадить в общественном месте – салоне трамвая. Во всяком случае, безнаказанными уйти не получится.)  


Так что давайте будем здравомыслящими людьми и рассуждать резонно: проезд в трамвае – сравнительно дешевое удовольствие, но не бесплатное. А требование круглосуточного льготного проезда для пенсионеров, на мой, субъективный, взгляд,  – удар по предприятию, которое и без того переживает совсем не лучшие времена.  

Виктория НЕСВИТ

Тем временем из-за дефицита средств в местном бюджете был ликвидирован электротранспорт в Доброполье и Дзержинске. Сегодня о его существовании в этих городах напоминает лишь местами уцелевшие провода.  

Категория: еженедельник "Панацея" (2012) | Просмотров: 724 | Добавил: Максаша
Всего комментариев: 1
1 fin  
Согласен с автором. Кому будет лучше, если в городе исчезнут трамваи? Пенсионерам?

Имя *:
Email *:
Код *: