Главная » 2012 » Сентябрь » 13 » Взгляд из прошлого
12:42
Взгляд из прошлого

Старая фотография. Чудо человеческого гения, позволившее донести до нас изображение некогда живших людей, ушедших эпох. Ни один исторический роман, ни один самый правдивый мемуарист не расскажет о далеких годах столько, сколько обычный бытовой снимок – сюжет (простой  портрет или городской пейзаж),  выстроенный известным или, чаще всего, безызвестным фотографом.

Фотокарточки столетней давности кажутся нам близкими и современными, ибо выполнены они были весьма искусно, хотя старые фотомастера имели примитивную технику и несовершенные химикаты. В 1839 году произошло знаменательное событие – была изобретена фотография. «Вот настоящая правда, - говорили тогда, - фотохудожник ничего не придумывает и не приукрашивает жизнь». Чтобы сделать качественную фотографию, необходимо было обладать немалым мастерством, опытом и, главное –«чутьем», чтобы выверить секунды для полного резкого изображения ( около 25 секунд неподвижности фотографируемого объекта) . «Замрите, сейчас вылетит птичка» - призыв с тех давних времен. Негативы делались на стекле методом дагерротипии. Стекла часто разбивались, были тяжелы для перевозок. Чуть позже стали использовать способ «мокрого коллодия». Он давал более качественное изображение. Суть его в следующем. На отполированную и обезжиренную стеклянную пластинку наливался слой коллодия и немедленно «очувствлялся» в растворе серебра. Снимать и проявлять следовало, пока коллодий не высох. То есть немедленно. Это, конечно, представляло значительное неудобство. Кроме того, слабо чувствительная эмульсия требовала значительных выдержек, вплоть до нескольких минут. Поэтому «мокрый коллодий» позволял снимать лишь неподвижные объекты и натуру. Аппаратура, химикаты и стекла были тяжелыми и громоздкими, поэтому, чаще всего фотографировались в фотоателье (Стеклянные негативные пластинки 1917-1918 гг. хранятся и сейчас в нашем музее).








В 1878 году впервые был организован фотографический отдел Русского технического общества. До этого фотография не имела самостоятельного статуса и относилась к сфере химических производств и металлургии. Новый отдел должен был развивать фотодело. В 1882 г. российским фотографом-любителем Болдыревым была изобретена прозрачная смоловидная пленка, которая, по его словам, «не изменялась ни от высокой температуры, ни от сырости и, положенная с негативным изображением на сутки в воду, была также прозрачна и эластична». И хотя этой находкой никто не заинтересовался, за гибкой пленкой было будущее. Только в 1889 году в Россию впервые завезли партию гибкой негативной пленки «Истмен-Кодак». О ней писали, что она «прозрачна как слеза и является фотографическими негативами будущего времени».

В царской России фотография стала очень популярной. В Петербурге, Москве, в ряде крупных и мелких городах появились ателье, в международном профессиональном мире заговорили о творчестве русских «мастеров светописи». В конце ХІХ века выходили в свет многочисленные журналы и справочники, на страницах которых фотография рассматривалась как полноправный вид искусства. Этот период был временем настоящего расцвета фотодела. До нас дошли многочисленные снимки, которые хранятся не только в музее, но и в частных коллекциях и семейных архивах. По ним мы представляем себе ушедшую эпоху, буквально «держим в руках» кадры истории, остаемся наедине с людьми прошлого, любуемся архитектурными и природными пейзажами, зачастую уже стертыми с лица земли. Время и события не стоят на месте, но соприкоснуться с ними, благодаря фотографу, можно.






В начале ХХ века фотоателье стали открывать особенно активно. В рабочих поселках, к которым в то время относилось Енакиево, таких заведений было по нескольку. Качество снимков даже в провинциальных фотоателье было отменным. Мастера очень серьезно  подходили к подготовке посетителя: никогда не фотографировали его в плохом настроении. Одежду советовали подбирать соответствующую. Фотограф (даже в ущерб своей прибыли) мог не согласиться снимать кого-то, если считал, что клиент к этому не готов. Качество – превыше всего! Заботились об интерьере, тратили большие деньги на мебель, заставки и драпировки. Марку держали высоко, ведь фотографировались редко – только в торжественных случаях или всей семьей.

Фотографы начала ХХ века были популярны и уважаемы в городах и поселках. Всякий клиент, несмотря на свое положение и должность, подчинялся мастеру. Все замирали перед фотокамерой. Взмах руки – и мгновенье остановлено. Навсегда остался на бумаге волнующий отпечаток некогда кипящей реальной жизни. Свою клиентуру мастера завоевывали в острой борьбе с конкурентами. А конкурентов было множество. В начале  двадцатого века в Енакиеве работали следующие фотомастера и ателье: «Фотографъ К.Мор. Петровский завод», семья Стыскиных (сначала отец Александр Стыскин, позднее его сыновья Н.и С.Стыскины вместе и по отдельности), фотографии «Русская светопись» при Петровских заводах, «Петербургская фотография» З.А.Юхвида, расположенная  по Ставриковской (сейчас ул.Щербакова) в доме Дутченко, напротив кинотеатра «Иллюзион», «Конкуренция» братьев Н.и Л. Аптекман с отделениями в Енакиеве и Авдеевке, «Народная фотография «Мрия», «Прогресс» Марека.  Все мастера работали на совесть. Свое умение фотографы подтверждали на выставках, проходящих по всему миру. Фотографии Александра Стыскина и его сыновей были удостоены трех золотых медалей,  полученных на выставках в Париже (1904 г.), Лондоне (1904 г.), Ростове-на-Дону (1912 г.). Работы К.Мора заслужили четыре награды, снимки « Русской светописи» - четыре медали. К слову, отделения «Русской светописи» были почти  во всех крупных городах: в Харькове, Киеве, Одессе и др.

Необычно было здание, где располагалась мастерская Стыскиных. Она находилась на улице Петербургской  (современная ул.Тиунова) на месте нынешнего главпочтамта. В мастерской был стеклянный потолок, чтобы лучи  света проникали в здание. Не только групповые портреты интересовали мастера Александра Стыскина. В 1908 году к 10-летию образования  Енакиева (поселок при Петровских заводах в 1898 году решениями Бахмутского уездного и Екатеринославского губернского собраний был назван в честь  учредителя завода Ф.Е.Енакиева) фотограф выполнил альбом  с видами поселка, Веровского, Софиевского рудников, шахты «Бунге», цехов металлургического завода. Это, пожалуй, самые интересные первые снимки  будущего города.

Семейные фотографии делались в особом антураже. Для этого павильоны  оформлялись изысканным реквизитом, роскошной мебелью, богатыми занавесями, колоннами. Художникам заказывали рисунки  задников, которые менялись в соответствии с модой.

После революции фотографии стали выполняться проще, ухудшилось качество реактивов. Проще стали рамки и паспарту. Уже никто из фотографов не демонстрировал на них своих гербов и наград. Ограничивались только  чернильными оттисками с фамилиями и названиями. Так, например, интерес вызывает целая серия снимков учебных заведений города, выполненная фотографом Мареком в  начале 20-х. На них стоит печать «Фотография «Прогресс» Марека. г. Енакиево. Арт.окр.». К слову, фотоателье Марека, расположенное на улице Тиунова, славилось своим качеством,  его вспоминали енакиевцы даже в 70-е годы. Хранятся в нашем музее и работы Николая Стыскина, выполненные в 30-40-е.

По мере изменения и усовершенствования техники менялась мода на снимки. Фотографии стали изготовляться легче. Техникой начали овладевать любители. В ателье теперь ходили  реже – только чтобы запечатлеть ребенка или сделать семейное фото, а чаще только по необходимости – сделать снимки на документы.

Сегодня  фотоаппараты есть практически у всех. Не нужны реактивы для проявления и печатания снимков. Но со мной согласятся,  думаю, многие: откровенно неудачных снимков хватает. Поэтому так радостно оттого, что даже у дилетанта иногда может получиться шедевр.

Наталья Гришкина, научный сотрудник музея космонавта Г. Берегового

На фото

1-4, 11 О.с. паспарту  енакиевских «мастеров светописи»

5. Погрузочный двор шахты «Бунге». Фото из альбома «Петровские заводы, Софиевский, Веровский, Нарьевский рудники, шахта «Бунге» Русско-Бельгийского Металлургического Общества 1908 г. Фотограф – А.Стыскин.

6. Семья торговца О.Бакаржиева. 1908 г. Фотограф – АСтыскин.

7.Сестры Берберовы с подругами.1908 г. Фотограф – А.Стыскин.

8. П.Сардарова и  Л. Берберова.1904 г. Фотограф – А.Стыскин.

9.Анна Сардарова. 1913 г. Фотографы – братья Стыскины.

10. Арам Сардаров. 1913 г. Фотографы – братья Стыскины.

Просмотров: 2605 | Добавил: Максаша
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: