Главная » 2012 » Март » 22 » Жить или не жить?
14:12
Жить или не жить?

Ему плевать на социальный статус

Вы наверняка думаете, что жертвами туберкулеза становятся исключительно зэки, больные СПИДом, ВИЧ-инфицированные, проститутки с трассы и опустившиеся бомжи? Да, безусловно, эти категории находятся в группе риска, и в общем количестве больных чахоткой века нынешнего их число не малое. Однако данные статистики настойчиво твердят: сегодня среди больных этим опасным, зачастую смертельным недугом большой процент составляют вполне благополучные украинцы. Даже люди с очень высоким уровнем достатка. Увы, туберкулез в паспорта не заглядывает. И это не байки врачей, желающих нас запугать. Это реальность. Хотя, как утверждает главный врач Енакиевского противотуберкулезного диспансера Л.А.Демешко, отработавший несколько десятков лет на этой должности, залогом победы над туберкулезом, в первую очередь, является… именно страх.

Чахотку нужно бояться. Необходимо осторожничать в общении с людьми, которые кашляют: в очередях, в общественном транспорте, в офисе, в любом месте, где есть шанс оказаться рядом с человеком, который, возможно сам еще не предполагает, что является разносчиком опасной инфекции.

24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом. Это день Кафки и Чехова, Шопена и Оруэлла, Святой Терезы и Камю, болевших и умерших от туберкулеза. Список этот на самом деле гораздо длиннее, его можно было бы еще продолжать и продолжать… Даже красавица Вивьен Ли, голливудская звезда, сыгравшая искрометную Скарлет в «Унесенных ветром», болела чахоткой. Сегодня ежегодно в мире заражается от 8 до 12 миллионов человек, а умирает 1,5-3 миллиона. В Украине каждые 15 минут заражается туберкулезом 1 человек. Вы прочитали статью– и за это время чахотка нашла очередную жертву. Сходите на флюорографию хотя бы для того, чтобы иметь гарантию, что это не вы пополнили список жертв.

10 микромиллиметров

Это максимальная длина микробактерии, известной как палочка Коха. Но не обольщайтесь. Несмотря на малый рост, она – кровожадный убийца. Как палочка умеет коверкать человеческие жизни, не понаслышке знает Яна Владимировна Винникова, заведующая туберкулезно-легочным отделением № 3, помогающая своим пациентам спастись от смертельной опасности, а порой, увы, находящаяся рядом с умирающим больным до последнего его вздоха.

Олег: «Все в жизни справедливо: один гниет в земле, я другой - в больнице»

После этих слов двадцатидвухлетний парень перестал бороться с опасным недугом. По молодости на заработках, в драке, он лишил жизни мужчину. Был суд. Потом тюрьма. И там, за колючей проволокой, Олег заболел туберкулезом. Он бы не вышел на свободу, если бы не диагноз. Болезнь прогрессировала, шансов выжить у парня не было. В таких случаях, согласно законодательству, зэков могут отпустить домой, в специализированное лечебное заведение, – умирать.

Он прибыл в Енакиево, в тубдиспансер. И хотел жить. Но, несмотря на все усилия медиков, болезнь не поддавалась, чахотка была в слишком запущенной форме, устойчивой (что самое опасное) к медицинским препаратам. И однажды Олег сам для себя решил, что это наказание - за убийство. Справедливое. Сгорел за считанные дни.

Оксана: «Как может студентка университета заболеть болезнью бомжей?!»

Родители Оксаны до последнего отказывались поверить в страшный диагноз, который врачи поставили их дочери. Не веря местным медикам, они объездили областные и столичные клиники, надеясь, что енакиевские специалисты ошиблись. Ну, право, как можно поставить в один ряд с бомжами и наркоманами их дочь - умницу и красавицу, студентку университета? Оказалось, что местные фтизиатры были правы.

Оправившись после шока, родственники бросили все силы, чтобы вылечить Оксану. И сама девушка была настроена решительно: тяжелые, бьющие беспощадно по организму препараты она принимала с отчаянной решимостью. Неукоснительно соблюдала режим и советы врачей. А главное, исключила из жизни стрессы и перестала задумываться о диете. Именно это стало причиной того, что девушка стала идущим на поправку пациентом тубдиспансера.

Сегодня у Оксаны все хорошо. Туберкулез излечим, если больной сам этого хочет.

Вера: «Меня приютили подруги. Спасибо им…»

Веру хоронили работники тубдиспансера. Это очень поучительная и трагическая история жизни женщины, педагога, ставшей к старости одинокой и заглушавшей душевные муки водкой в компании бомжей. Там и состоялась роковая встреча с чахоткой. Измученный алкоголем организм не сопротивлялся, женщина вскорости оказалась в тубдиспансере. Но лечилась небрежно, зависимость от алкоголя была сильнее здравого рассудка. Врачам пришлось приложить максимум усилий, чтобы победить заболевание.

Но возвращаться в пустую квартиру (у Веры была дочь, она уехала давно в Россию и не поддерживала отношения с матерью – именно предательство родного человека и стало причиной падения на дно интеллигентной женщины) было тяжело. Снова взялась за старое: компания опустившихся личностей, водка, пьянки и… туберкулез. Ютилась у подруг, но становилось все хуже и хуже.

В больницу снова она попала в очень плохом состоянии. Отказали ноги, - причиной стало, как ни странно, все то же заболевание: некоторые ошибочно считают, что при чахотке страдают лишь легкие. Это не так. Болеет весь организм.

Специализированное заведение в соседнем городе, где лечат именно такое направление болезни, согласилось взять на лечение Веру. Медикам снова удалось сделать невозможное: женщину поставили на ноги. А уже спустя совсем немного времени она вернулась в енакиевский тубдиспансер. Снова больная, разбитая. Вернулась умирать.

Николай: «Ради семьи я готов лечиться»

ВИЧ-инфекция и туберкулез – смертельное сочетание. Редко кому из пациентов удается победить в схватке с таким тандемом диагнозов. Пример Николая, живущего и здравствующего сегодня, – это история о том, как сила воли, поддержка родственников и желание поставить на ноги своего единственного ребенка сделали невозможное.

Николай – горняк. Где и при каких обстоятельствах в его организме появилась ВИЧ-инфекция, сегодня уже не столь важно. Мужчина, огорошенный диагнозом, сначала растерялся, но потом взял в себя в руки. 35 лет – хороший аргумент не сдаваться. Верная супруга поддерживала, как могла. С ее помощью муж чувствовал себя не маргиналом. Но это было не последнее испытание для семьи. «У вас еще и туберкулез», - огорошили врачи. И тут больной запаниковал: сначала не поверил страшному приговору, потом, расстроившись, едва не сдался. И снова любимая женщина, мать его ребенка, помогла преодолеть и эту подножку злой судьбы. Он стал примерным и дисциплинированным пациентом тубдиспансера. Когда туберкулез перешел в фазу, не опасную для окружающих, мужчина устроился на работу: сидеть на шее у женщины не привык.

На передовой

Пациенты туберкулезно-легочного отделения – за небольшим исключением – маргинальные личности: алкоголики, бывшие заключенные, люди, ведущие асоциальный образ жизни. И к лечению они относятся так же безответственно, как и ко всему остальному. Задача персонала – любыми средствами, уговорами иль строгими нотациями, заставить их лечиться. Лечиться, чтобы мы, здоровые люди, в условиях эпидемии туберкулеза были пусть минимально, но защищены. Иногда больные из этой категории благодарят Яну Винникову, а иногда возмущаются: «Владимировна, оно тебе надо?!»

Фтизиатры Енакиевского тубдиспансера – неравнодушные люди. За заработную плату, которая должна бы быть в разы больше, они ежедневно рискуют заболеть чахоткой, но самоотверженно лечат больных. Радуются, если пациент идет им навстречу и вскорости выздоравливает; огорчаются, когда спасти больного не удается. Они на передовой. И отступать им некуда. Позади – наши жизни.

Татьяна Бердникова

Категория: еженедельник "Панацея" (2012) | Просмотров: 1239 | Добавил: Максаша | Теги: Новости, истории, туберкулез, енакиево
Всего комментариев: 1
1 Ирина Рубан  
Материал сделан здорово, впечатляет, без казенщины и штампов. Молодец журналистка!

Имя *:
Email *:
Код *: