11:58
Жить инвалидом, но не быть им
Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.
С. Ольгина
Сильные слова.
Как часто вам случается видеть инвалидов на улице, в кафе или в общественных местах? Очень редко, ответите вы. А почему? Все очень просто: перечисленные места не приспособлены для посещения людей с ограниченными возможностями - вот им и приходится быть заключенными в четырех стенах своего дома. Впервые этот вопрос начал решаться на государственном уровне в 2001 году.
Но, как это часто бывает, большинство не очень-то задумывается о проблемах меньшинства. Хотя вопрос бодро решается на бумаге. Организации и частные предприятия отчитываются, сколько зданий было благоустроено и оборудовано пандусами для колясок, как много сделано. Скоро такими темпами доскачем в светлое будущее, где на инвалидной коляске можно будет всюду проехать. Если бы не одно «но».
Но, как это часто бывает, большинство не очень-то задумывается о проблемах меньшинства. Хотя вопрос бодро решается на бумаге. Организации и частные предприятия отчитываются, сколько зданий было благоустроено и оборудовано пандусами для колясок, как много сделано. Скоро такими темпами доскачем в светлое будущее, где на инвалидной коляске можно будет всюду проехать. Если бы не одно «но».
- Тем, что сделано во благо инвалидов,практически невозможно пользоваться, - говорят супруги Войтенко. Они обаинвалиды первой группы без обеих ног. Кстати, Галина Владимировна Войтенкопредседатель общества инвалидов и член комитета по обеспечению доступности для инвалидов нашего города, поэтому ей приходиться отстаивать не только свои, но и чужие права.
Проблема
№1. Улица так близко и так далеко.
Для начала предлагаем представить, как может себя чувствовать человек, который только-только был здоров и вдруг попал в категорию людей с особыми потребностями. Ведь от этого не застрахован никто: ни слесарь, ни олигарх, ни пенсионер, ни ребенок. А жить как-то надо…Прежде всего, жилище. Его нужно приспособить под инвалида. Следующий шаг - выход из дома. Вы когда-нибудь пробовали на коляске выбраться из квартиры на улицу? Даже если у вас есть лифт - это еще не гарантирует беспрепятственный выход на улицу. Его размер не всегда позволяет колясочнику заехать в него. А если вы еще живете в доме без лифта и на более высоких этажах, тогда порцию свежего воздуха вы будете получать только при открытой форточке.
- У нас есть один из знакомых, который живетна пятом этаже, – рассказывает Галина Владимировна. - Он бывает на улице благодаря только спортивным соревнованиям. Спортивный комитет выделяет троих спортсменов,которые выносят его на улицу, а по возвращению с соревнований заносят домой. К сожалению, только так он может бывать на улице.
Опять же, если габариты вашего транспорта позволяют въехать в лифт, то вы сталкиваетесь со следующей проблемой - не все кнопки доступны, дотянуться до кнопки пятого этажа - никак. Теперь следующая задача - успеть выехать из лифта, пока двери не захлопнулись. Следующий этап ставит под сомнение предстоящую прогулку: лестница в шесть ступенек. Каждая, как Эверест. В лучшем случае есть пандус. А по улице Саратовской, 1 он есть, но откидной, с которым и здоровому человеку не справиться, не говоря уже об инвалиде - такой тяжелый (сама пробовала). Благо, выход из подъезда без наличия ступенек.
Проблема
№2. Магазины, больницы, учреждения
У Анатолия Григорьевича есть автомобиль, и мы
отправляемся за покупками в центр города. Не все магазины оборудованы
пандусами, спасают супермаркеты, там нет ступенек и можно купить все: от
продуктов до промышленных товаров. А вот доступность банкомата Проминвестбанка,
встроенного в магазин «Фокстрот» (клиентами которого является чета Войтенко),
оставляет желать лучшего, как и вход в этот же магазин. Судя по всему, руководство торговой точки не заинтересовано в посещении их колясочниками. Тут же рядом церковь с четырьмя лестницами, и ни одна не оборудована пандусами. Видимо, прикоснуться к иконам, поставить свечку, покаяться – это привилегия только здоровых людей.
отправляемся за покупками в центр города. Не все магазины оборудованы
пандусами, спасают супермаркеты, там нет ступенек и можно купить все: от
продуктов до промышленных товаров. А вот доступность банкомата Проминвестбанка,
встроенного в магазин «Фокстрот» (клиентами которого является чета Войтенко),
оставляет желать лучшего, как и вход в этот же магазин. Судя по всему, руководство торговой точки не заинтересовано в посещении их колясочниками. Тут же рядом церковь с четырьмя лестницами, и ни одна не оборудована пандусами. Видимо, прикоснуться к иконам, поставить свечку, покаяться – это привилегия только здоровых людей.
Галина Владимировна накануне женского праздника
хотела сделать себе подарок, поэтому мы отправились в Дом Торговли. «Крутой»
пандус во всех смыслах этого слова не оставил другого выбора, как прибегнуть к
звонку, чтобы вызвать продавца или кассира, но, простояв около 20 минут, мы
поняли, что к нам никто не выйдет. За разъяснениями я обратилась в
администрацию Дома Торговли, но никого из руководителей там не застала. Жаль,
что такие проблемы - это не единичные случаи. На железнодорожном вокзале кнопка
вообще оказалась… муляжом.
хотела сделать себе подарок, поэтому мы отправились в Дом Торговли. «Крутой»
пандус во всех смыслах этого слова не оставил другого выбора, как прибегнуть к
звонку, чтобы вызвать продавца или кассира, но, простояв около 20 минут, мы
поняли, что к нам никто не выйдет. За разъяснениями я обратилась в
администрацию Дома Торговли, но никого из руководителей там не застала. Жаль,
что такие проблемы - это не единичные случаи. На железнодорожном вокзале кнопка
вообще оказалась… муляжом.
Так как возле «Фокстрота» нам не удалось снять
деньги, мы отправились непосредственно к отделению Проминвестбанка, но и тут
нас ждала неудача. В пандус, сваренный из швеллеров, никак не попадали колесики инвалидной коляски, перила
были совершенно непригодны. Видимо те, кто его соорудили, даже не удостоились
прочитать ГОСТы.
- Не хотелось бы прибегать к радикальным мерам, но после такой безалаберности хочется руководителей посадить в коляску: пусть попробуют сами заехать по такому пандусу, – говорит Галина Владимировна.
– Наверное, пора вводить такую практику, чтобы они на себе испытали
безысходность инвалида. А ведь мы такие же люди, как и все, у нас такие же
права. Мы тоже хотим смотреть кино в кинотеатре, поесть мороженого в кафе, бракосочетаться под марш Мендельсона.
Да только никому мы не нужны. Поэтому и не ходят никуда инвалиды, и большая
часть из них становятся заложниками своего положения.
– Наверное, пора вводить такую практику, чтобы они на себе испытали
безысходность инвалида. А ведь мы такие же люди, как и все, у нас такие же
права. Мы тоже хотим смотреть кино в кинотеатре, поесть мороженого в кафе, бракосочетаться под марш Мендельсона.
Да только никому мы не нужны. Поэтому и не ходят никуда инвалиды, и большая
часть из них становятся заложниками своего положения.
А если люди в колясках вдруг влюбятся и захотят пожениться? Конструкция наших ЗАГСов этого не предусматривает. Ступеньки, ступеньки, ступеньки…
- Нас расписывали на улице, - вспоминает Галина Войтенко. – Нам с мужем было не добраться на второй этаж, поэтому и было принято такое решение. Мы вместе уже одиннадцать лет, а здесь так ничего и не изменилось.
- Неужели во всем городе нет удобного пандуса? – спрашиваю я.
- Отчего же, есть, но их очень мало. Самый первый такой пандус появился в
городской больнице №2, по нему и пенсионеры поднимаются, и женщины в положении. В здании исполкома - тоже приемлемый для нас. Есть в некоторых магазинах, кафе, пенсионном фонде.
городской больнице №2, по нему и пенсионеры поднимаются, и женщины в положении. В здании исполкома - тоже приемлемый для нас. Есть в некоторых магазинах, кафе, пенсионном фонде.
Проблема
№3. Автобусы, маршрутки, трамваи…
Вам часто приходится ездить в одном общественном транспорте с «колясочниками»? Я думаю, это бывает очень редко: узкие двери пассажирских салонов, высокие ступеньки, торопливость шоферов, переполненные людьми транспорт… Водители даже не останавливаются, увидев инвалида-колясочника.
- Когда нам давали машину в марте, нужно было ехать за ней в Донецк. Так мы простояли около двух часов на остановке, – рассказывает Галина Владимировна.- Автобусы проезжали мимо. Только благодаря частнику, который нас пожалел и подвез, добрались до областного центра. Никто не хочет с нами возиться. Выход один – передвигаться самостоятельно по проезжей части.
- Вот только тротуары оставляют желать лучшего: каждый камень, колдобина, бордюр, дорога, ступенька, даже самая маленькая, делается непроходимым препятствием, 4 см -допустимая высота для «колясочника». А на дорогу выезжать тоже не хочется, потому что там нерадивые водители нас просто не замечают. Получается, как хочешь, так и добирайся.А коляска, которую дает государство, рассчитана на 4 года, разваливается же она через месяц. А в городе даже нет специализированной ремонтной мастерской.
- А если купить? Какова средняя цена хорошей коляски?
- В среднем от 500 гривен. Ценными считаются коляски, изготовленные на Ставровском заводе. Они и качественней и выносливей, да вот только цена кусается. Такое транспортное средство стоит около 500 у. е. Можно, конечно, найти и за 150 у. е., но уже похуже.Нам приходится сталкиваться со многими проблемами, но мы не унываем и стараемся их решать по мере возможности. Поддерживаем всех, кто к нам обращается. Мы занимаемся спортом, ездим на соревнования, активно проводим досуг. Я хотела бы пожелать людям с ограниченными возможностями не отчаиваться и жить полноценной жизнью, ведь инвалидность – это не приговор.
Послесловие
В нашем городе существует городской комитет по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, возглавляет его заместитель городского головы Валерий Николаевич Пономаренко.
- На сегодняшний день украинское общество только подошло к осознанию необходимости создания безбарьерного пространства для каждого, – говорит Валерий Николаевич. - Первые шаги в этом направлении пока вызывают больше вопросов, чем ответов. Требуется формирование отлаженного механизма контроля доступности и привлечения к нему общественных организаций. Однако решение этой проблемы не стоит на месте, и доступность для людей с ограниченными физическими возможностями когда-нибудь станет обычным условием жизни. Ведь стать ближе к Европе наше государство может только вместе со своими гражданами. Всеми, без исключения.
О существующих проблемах мы знаем и стараемся контролировать недобропорядочных исполнителей. Но существует ряд причин, по которым сделать объект доступным невозможно. Лет 40-70 назад, когда строился жилой фонд, никто не задумывался о такой категории людей, а сейчас невозможно все дома и учреждения перестроить. Необходимо уточнение и обновление существующих строительных нормативов. Прежде всего нужного провести аудит доступности, выявить проблемы и разработать пути их решения. Только всесторонний проект, созданный с привлечением специалистов и самих колясочников, может гарантировать полную функциональность будущих приспособлений. В наши планы входит при ремонте дорог сделать доступным въезд на
тротуар, как на площади Ленина.
тротуар, как на площади Ленина.
В конце марта мы планируем провести очередное заседание и выслушать отчет руководителей о доступности для маломобильных людей и претензии инвалидов по этому поводу. Ранее мы на комитете вели разъяснительные работы, выдавали предписания по установке пандуса, теперь пришло время проверить качество выполненных работ и устранить дефекты.
Просьба
Семья Войтенко живет на втором этаже, и с
каждым годом супругам становится тяжелее спускаться и выезжать на улицу. Оба инвалида с активной жизненной позицией, постоянно участвуют во всех спортивных состязаниях, борясь за честь нашего города, и завоевывают призовые места. И им не хотелось бы в дальнейшем тоже стать затворниками, поэтому они обращаются ко всем, кто может помочь в приобретении и установке для них подъемника. Если у вас есть такая возможность, просьба обращаться в редакцию.
Всего комментариев: 7 | |||||||
| |||||||